Меню

Всю жизнь рисовал кошек

Художник всю жизнь рисовал котов. А потом сошел с ума и его коты превратились в нечто

Продолжаю рассказывать своим читателям о людях искусства, которые творили в очень странных и необычных обстоятельствах, несмотря на житейские невзгоды, психические недуги и непонимание окружающих. Я заинтересовался искусством аутсайдеров больше 10 лет назад и первым художником, который поразил меня и открыл это необычное направление был Луис Уэйн. Именно о нем я и расскажу вам в этой статье.

Сначала он хотел рисовать только собак

Художник Луис Уэйн родился в 1860 году в Лондоне в довольно бедной семье. У него было пять сестер, ни одна из которых так и не вышла замуж. Луис, как старший брат, был вынужден всех их содержать, но у него это не очень хорошо получалось – всю свою жизнь он был вольным художником, периодически рисуя иллюстрации на заказ для различных книг и журналов.

В первые годы твочества Уэйн изображал сельскую жизнь старой-доброй Англии. Но сейчас про эти его работы мало кто знает, так как прославился художник совсем другим – своими необычайно милыми человекоподобными кошками.

Удивительно, но в раннем периоде творчества Луис Уэйн принял решение рисовать только собак. Но однажды его жена принесла домой милого котенка и Уэйн настолько его полюбил, что начал рисовать его портреты в различных позах и ситуациях. Живописец очень любил животных и даже был Президентом Английского национального кошачьего клуба.

Главный кошатник Англии

За свою долгую творческую карьеру Луис Уэйн нарисовал более 16 000 кошек! Точного количества никто не знает – художник дарил свои рисунки знакомым и друзьям, ничего не требуя в замен. Некоторые работы Уэйна были опубликованы в журналах того времени, в том числе в журнале «Иллюстрированные новости Лондона».

Коты Луиса Уйэна, которые выглядят как люди, пользовались огромной популярностью у британцев. Они играли в покер и гольф, отмечали Рождество, пили чай, читали газеты – в общем, вели вполне традиционный британский образ жизни.

После Первой мировой войны Луис Уэйн стал испытывать серьезные финансовые трудности – его кошки перестали пользоваться спросом и за четыре последующих года он получил всего шесть заказов. Жизнь впроголодь, огромные долги, семейные невзгоды – все это отразилось на его психическом здоровье и он стал очень странно себя вести.

Уэйн и раньше был довольно экспрессивным и оригинальным, но в последние годы жизни он стал агрессивным, ему везде виделись враги, начались галлюцинации. Он часто гулял по ночам, запирался в комнате и неделями оттуда не выходил, постоянно переставлял мебель в доме.

Шизофренические коты Луиса Уэйна

В 1924 году художника Луиса Уйэна поместили в психиатрическую лечебницу с диагнозом шизофрения. Когда об этом стало известно журналистам, к нему начали приходить влиятельные посетители: писатель-фантаст Герберт Уэллс, тогдашний Премьер-министр Великобритании и другие знаменитости. Они поспособствовали созданию благотворительного фонда Луиса Уэйна и перевели его в самую престижную клинику Лондона, в которой был целый кошачий питомник.

Именно там художник создал свои самые известные работы, которые сейчас именуются фрактальные коты Луиса Уэйна. Они уже мало похожи на тех милых и добрых котиков, которых художник рисовал в начале своего творческого пути. Зато по этим произведениям мировые специалисты в области психиатрии теперь изучают особенности протекания шизофрении и фазы ее обострения. Уэйн очень редко датировал свои работы, но даже без точной даты зритель может понять, в какой период жизни художник нарисовал того или иного кота.

Источник

Человек, который рисовал кошек — Луис Уильям Уэйн.

Оговорюсь сразу, статья не моя, взята из журнала «Популярная механика» с добавлением еще некоторых иллюстраций из интернета. Просто мне было интересно почитать об этом художнике и познакомиться с его работами, чего и вам желаю.
Луис Уильям Уэйн

(5 августа 1860 — 4 июля 1939) — человек, который рисовал кошек до того, как сошел с ума и после того.

Герберт Уэллс говорил о нём: «Он превратил себя в кота. Он изобрёл
кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские
коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».

Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года в Клеркенвелл в Лондоне.

Он иллюстрировал около сотни книг для детей, и его работы часто появлялись в газетах и журналах, включая «Ежегодник Луиса Уэйна» (Louis Wain Annual), который выходил с 1901 по 1915 гг. В 1902 году английская почта разрешила целиком заполнять лицевую сторону открыток изображением, и с тех пор открытки с рисунками Уэйна обрели огромную популярность.

Читайте также:  Хочу спарить кота с кошкой

(Вот он — Кот из Шрека.


Иллюстрации Уэйна часто пародировали человеческое поведение, были яркой сатирой на модные течения и тенденции, появлявшиеся в обществе. Уэйн так любил кошек, что однажды заметив как кошка перебегает догору, а навстречу ей несется астобус сам ловко запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Очнувшись в больнице Уэйн первым делом спросил о состоянии кота.

Также он писал: «Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживлённое место и просто рисую людей в их обычных позах как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придает моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками».

Известно, что последние годы своей жизни Луис страдал от шизофрении. Луиса Уэйна всегда считали достаточно обаятельным, но странным человеком: он постоянно путался и не мог отличить факты от вымысла. Постепенно его эксцентричность превратилась в серьёзное психическое заболевание. У него обнаружилось психическое расстройство, которое стало прогрессировать с годами. С момента начала болезни популярность Уэйна стала падать. Поведение и личные качества Уэйна сильно изменились, он начал страдать от галлюцинаций. Раньше Луис был мягким и доверчивым человеком, но позже стал агрессивным и подозрительным, особенно к своим сёстрам. Он заявлял, что мелькание кадров на киноэкране воровало электричество из их мозгов, и что они воруют у него деньги. Он начал бродить по улицам ночью, стал часто переставлять мебель в доме и проводил время в одиночестве, запершись в своей комнате, где писал бессвязные тексты.

В 1924 году Луис был помещён в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу после того как спустил свою сестру с лестницы. Через год он был обнаружен прессой и обстоятельства его болезни были преданы широкой огласке, что привело к визитам таких знаменитых людей, как Герберт Уэллс, Дэн Райдер и личному вмешательству в дело премьер-министра Великобритании. Был организован фонд помощи художнику, и Уэйн был переведён в Бетлемскую королевскую больницу и затем, в 1930 году, в больницу Нэпсбери рядом с Сент-Элбанс в Хертфордшире, к северу от Лондона. В этой клинике было относительно уютно, там был сад и целый кошачий питомник, и Уэйн провёл там свои последние годы вполне мирно. Хотя болезнь прогрессировала, его бывшая мягкая натура вернулась к нему и он продолжал рисовать в своё удовольствие. Его работы этого периода характеризуются яркими оттенками и цветами, сложными абстрактными узорами, хотя основная его тема — кошки — долгое время оставалась неизменной, пока не была окончательно вытеснена фракталоподобными узорами.


Серия из четырёх работ Уэйна часто используется как пример в учебниках по психиатрии для иллюстрации изменений стиля творчества в результате развития психической болезни с течением времени. Но на самом деле эти изображения были созданы в другом порядке, а не в том, в котором их обычно демонстрируют. Все свои рисунки этого периода Уэйн подписывал, иногда оставляя на обороте странные, малосвязные рассуждения.

В последние дни своей жизни Уэйн окончательно потерял рассудок и был прикован к постели. Он каждый раз поднимал громкий крик, когда к нему подходили врачи, чтобы сделать процедуры. Скончался художник 4 июля 1939 г. от отказа почек и атеросклероза.

Вот такая вот грустная, но интересная история.

И еще несколько его работ:







Источник



Без ума от кошек: Почему популярный иллюстратор-анималист Луис Уэйн окончил жизнь в психиатрической клинике

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Луис Уильям Уэйн родился в 1860 году и был старшим из шестерых детей Уэйнов – вслед за ним появились на свет пять его сестер.

Луис рос задумчивым и очень несобранным мальчиком. Много раз вместо школы он отправлялся бродить по Лондону, предаваясь мечтам.
Его мать была очень одаренной женщиной – она занималась оформлением церквей и проектированием узоров для ковров. Однако в наследство Луису достался не только художественный талант, но и психическое заболевание. Первой оно скосило его любимую младшую сестру. В тридцать лет она оказалась заперта в стенах психиатрической клиники. Остальные сестры всю свою жизнь прожили вместе, до последнего оставаясь рядом с матерью.

Читайте также:  Гестренол для кошек капли инструкция сколько раз

В двадцатитрехлетнем возрасте Луис Уэйн женился. Его избранницей стала гувернантка его сестер Эмили Ричардсон – ей было тогда чуть за тридцать. Но вскоре она тяжело заболела. Чтобы уменьшить ее страдания, Уэйн завел котенка. Они назвали питомца Питером – в честь Петра I. Уэйн, развлекая жену, обучил его всяким шуткам – например, сидеть смирно перед книгой в игрушечных очках.

В то же время он начинает делать наброски и зарисовки с «ученого кота», а после смерти Эмили это было его единственной радостью. Так начался его «роман с кошкой», длившийся больше тридцати лет.

Он и до того зарабатывал на жизнь, рисуя модные в то время картины сельской жизни. Но со временем из его работ исчезли свиньи и собаки – остались лишь кошки, и, как говорил писатель Герберт Уэллс, «все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».

В его работах коты пьют кофе, курят, читают книги, делают ставки на скачках… Рисунки Уэйна были пропитаны доброй иронией, шутками над модными течениями и поведением его современников. Уэйн часто отправлялся в кафе и прочие заведения, чтобы понаблюдать за людьми и изобразить своих котиков максимально очеловеченными.

Первые же работы Уэйна с антропоморфными кошками привлекли внимание издателей.

В самые свои плодотворные периоды он создавал до шестисот рисунков в год, проиллюстрировал сотни детских книг, больше десяти лет был иллюстратором собственного ежегодника, открытки с его работами приобрели фантастическую популярность.

Уэйн любил животных и на самом деле считал их жизнь равноценной человеческой. Он активно участвовал в деятельности нескольких зоозащитных обществ: Правящий совет лиги наших бессловесных друзей, Общество защиты кошек, и Общество против вивисекции. Он был избран президентом Английского Национального кошачьего клуба и мечтал, что его деятельность однажды поможет изжить средневековые предрассудки простых британцев. В то время такая забота о жизни животных считалась большим чудачеством.

Однажды Уэйн увидел, как пустой автобус несется под откос, рискуя сбить перебегающего дорогу кота. Этот робкий и нерешительный человек, не раздумывая, запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Его ничуть не заботила собственная безопасность. Очнувшись в больнице, Уэйн спросил: «Как здоровье кота?».

После смерти отца Луис остался единственным мужчиной в семье, и ему выпала нелегкая задача содержать мать и сестер – в то время женщины из среднего класса еще не начали массово работать, и им оставалось надеяться на финансовую поддержку братьев и мужей.

Он был очень популярен, но напрочь лишен деловой хватки, простодушен и доверчив. Луис постоянно ввязывался в финансовые авантюры, мог с легкостью вложить немалую часть накоплений в создание какого-нибудь сомнительного изобретения. Художник совершенно не умел торговаться, стоимость его услуг была неадекватно низкой. Его не заботило соблюдение авторских прав. В 1907 году он умудрился влезть в долги так, что был привлечен к суду. Испугавшись, Уэйн бежал в США.

Американская публика встретила его с восторгом. Он получил в США несколько крупных заказов, но снова неудачно вложил почти деньги. Узнав о смерти матери, он спешно вернулся на родину.

После Первой мировой войны дела Уйэна пошли на спад. Он практически не получал заказов. Вместе с неудачами в карьере и постоянной тревогой за благополучие близких резко начало прогрессировать психическое заболевание. Он страдал от галлюцинаций, стал агрессивным и маниакально подозрительным. Его пугал технический прогресс, он уверял окружающих, что кинематограф похищает электричество из мозгов зрителей. Уэйн мог уйти среди ночи скитаться по городу, постоянно переставлял мебель в своей комнате, обвинял сестер в воровстве, писал бесконечные бессвязные тексты, в которых видел смысл, но окружающие не понимали ни строчки. В конце концов он начал бить сестер и столкнул одну из них с лестницы, после чего был помещен в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу.

Год спустя дотошные журналисты, затеявшие собственное расследование исчезновения художника Луиса Уэйна, обнаружили его местонахождение. Жизнью Уэйна озаботился сам премьер-министр Великобритании, и художник был переведен к более комфортную клинику с садом и кошачьим питомником.

Там состояние художника относитеьно стабилизировалось и он продолжил рисовать, но стиль работ изменился – под воздействием болезни или психотропных лекарственных препаратов, популярных в то время.

Последние работы Уэйна представляют собой фрактальные узоры, в которых лишь угадываются очертания кошачьих мордочек. Это работы часто используют как иллюстрацию изменения мировосприятия больных шизофренией, но автор не датировал свои изображения и объективно отследить метаморфозы невозможно.

Читайте также:  Фамцикловир кошке при ринотрахеите

В 1939 году художник впал в состояние острого психоза и скончался от отказа почек.
Новая волна популярности настигла Уэйна через много лет после смерти. Сейчас его работы коллекционируют, продают за огромные суммы… и регулярно подделывают – что, безусловно, самый главный признак общественного признания.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Гениальный шизофреник, или Кошачий мир Луиса Вейна

Аниматоры Disney и Pixar создают очаровательные образы животных, которые ходят на двух ногах, разговаривают и ведут быт, совсем как люди. Мало кто знает, что до определенного времени вот такое «очеловечивание» кошек, собак, быков и прочих представителей животного мира считалось неправильным и неприличным. И только в конце 19 века появился художник, который в одиночку принялся внедрять в культуру антропоморфные изображения котов. Знакомьтесь, Луис Уэйн – британский художник, иллюстратор, один из крупнейших графиков сказочной живописи викторианской эпохи, борец за права животных. И, как оказалось, человек с неуравновешенной психикой , шизофреник.

Луис был первенцем в многодетной семье текстильщика и рисовальщицы узоров для турецких ковров. Он был физически слабым ребенком, поэтому в школу поступил после 10 лет, но особой любовью к науке не отличался, часто прогуливал уроки и бесцельно бродил по улицам Лондона. При этом задатки творческой личности были налицо (сказались гены матери), и Луису все-таки удалось поступить на обучение в школу искусств, удачно ее закончить и после выпуска стать преподавателем рисования.

Отец умер, когда Уэйну исполнилось 20 лет. Это событие переломило его жизнь – теперь на плечи легкомысленного художника легла забота о матери и пяти сестрах, ни одна из которых впоследствии так и не вышла замуж. Луис зарабатывал рисунками для популярных журналов, портретами животных, пасторальными пейзажами. И все время пытался вырваться на свободу, измотанный неустанными просьбами и требованиями семейства.

Женитьба на Эмили Ричардсон, гувернантке младших сестер, которая оказалась старше Уэйна на 10 лет, стала одним из жестов отчаяния. Впрочем, он не увенчался успехом – через три года Эмили скончалась от рака груди, а Луис вернулся к матери. И принес с собой кота Питера, который был едва ли не единственным развлечением больной Эмили. Художник научил Питера носить очки, сидеть с умным видом перед книгой, ходить на задних лапах. И стал делать эскизы. Позже Луис говорил, что именно Питер Великий (да, кот получил имя Петра Первого) подтолкнул его к творческому развитию и помог заложить основы нового направления.

Первые рисунки были классическими портретами, но вот в предновогоднем выпуске одного из лондонских журналов вышла иллюстрация «Рождественская вечеринка котят», где 150 кошек совершали вполне человеческие действия. Этот рисунок называют первым антропоморфным изображением животных. Позже Уэйн поставил кошек на задние лапы, переодел их в человеческие одежды, а на мордочках изобразил человеческую мимику.

Кошки играли на музыкальных инструментах, занимались спортом, ходили на прогулки под зонтом и вообще вели себя как люди. Консервативное общество неожиданно тепло отреагировало на эксперименты иллюстратора и вскоре его рисунки завоевали огромную популярность. Плодовитый художник проработал более 30 лет, рисовал по шестьсот рисунков в год, проиллюстрировал сотню детских книг, множество журналов и стал авторов «Ежегодника Луиса Уэйна». Особым спросом пользовались яркие почтовые открытки.

При этом популярность не помогла Луису ни разбогатеть, ни продержаться «на плаву». Художник оставался единственным кормильцем семьи, не умеющим распоряжаться заработанными средствами и в результате сбежавшим от кредиторов за океан. В Англию Уэйн вернулся после смерти матери. И жил на грани нищеты, перебиваясь редкими заказами на иллюстрирование книг.

Талант Уэйна объясняли эксцентричностью, наивностью и любовью фантазировать. Когда мастеру исполнилось 57 лет, у него появились первые признаки шизофрении. Он уходил из дома, бродил ночами по лондонским улицам, устраивал сестрам безумные скандалы, обвинял окружающих в воровстве. Однажды в припадке художник столкнул одну из сестер с лестницы, что стало причиной для госпитализации Луиса в психиатрическую лечебницу. Затем его перевели в королевскую больницу, где разрешили общаться с кошками и рисовать. И многие рисунки до сих пор хранятся в музее при больнице.

Искусствоведы иногда относят творчество Уэйна к арт-брюту , хотя это не совсем правильно, ведь он получил профильное образование. Но невозможно отрицать влияние психического заболевания на наполнение, выразительность, самобытность рисунков безумно гениального художника.

Источник