Меню

У миши жил кот тишка схема предложения

Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Вам будет интересно: Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Вам будет интересно: Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.

    После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    Вот несколько примеров:

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?
    Читайте также:  Кот под столом по английский

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

    Источник

    

    Предложение
    презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме

    Цель урока — дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания.

    Скачать:

    Вложение Размер
    predlozhenie.pptx 658.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Предложение Презентация к уроку русского языка по УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила: учитель начальных классов Лопырева Е. Ю.

    Поиграем. «Составь слово» ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Это предложения? Почему? Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Веры, карандаши, у, новые. Составьте предложения из данных слов.

    Проверь себя. У Миши жил кот Тишка. (1,4) На лугу душистая трава. (2) У Веры новые карандаши. (3) Запишите эти предложения по рядам. Составьте схемы к данным предложениям.

    Отгадайте, о каких знаках идёт речь в загадках. Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца.

    Поработаем с учебником. Откройте страницу 12, упражнение №4.

    Словарная работа. Отгадайте загадки. В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица.

    Воробьи — это мелкие певчие птицы с коричневатым оперением. Всего на Земле около 30 видов воробьёв. Единственный распространённый по всему миру вид- это домовый воробей. Домовый воробей всегда держится вблизи человеческого жилья. В народе говорят : стреляный воробей- опытный, бывалый человек ; с воробьиный нос — маленький, крохотный.

    А это что за птица? Носит серенький жилет, Но у крыльев – чёрный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: Карр ! Карр ! Карр !

    Как понимаете выражения? Белая ворона. Ворон считать. Ворона в павлиньих перьях.

    Поиграем. «Знаки препинания» Поставьте знаки препинания в конце предложений. У меня зазвонил телефон Кто говорит Слон Откуда От верблюда Что вам надо Шоколада К. Чуковский

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки.

    Конспект урока по русскому языку 4 класс «Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?».

    Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

    ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России&quot.

    Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

    Тема: Как отличить простое предложение от сложного.– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схе.

    Источник

    Составление схемы предложения в 1 классе, примеры

    Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.

    Усложнение синтаксического разбора

    В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

    Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

    В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

    В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

    Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

    Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

    В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

    Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

    • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
    • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

    Однородные члены изображаются кружком:

    • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
    • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

    Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

    Примеры схем предложений

    Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

    Маша кормила кота. I________.

    Гуси-лебеди унесли братца. I________.

    Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

    Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

    • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
    • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

    Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

    На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

    Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

    Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

    Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

    Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

    Отображение в схемах орфограмм

    Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

    Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

    Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

    Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

    Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

    Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».

    — Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

    — Мы их съели! —I___ __ ___!

    — Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

    — Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

    Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

    Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

    1. Прочитать предложение.
    2. Установить его смысловой предел.
    3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
    4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
    5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
    6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
    7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

    Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

    Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

    Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

    — Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?

    — А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

    Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

    Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

    Синтаксический разбор онлайн

    Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

    • Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
    • Видеоуроки школы Лобачевского.
    • Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
    • Учи.ру — обучающий портал.
    • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
    • Текст.ру.
    • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

    Видео

    Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

    Источник

    Конспект урока по теме:Предложение и его схема.

    Тема урока: «Предложение и его схема».

    Цели урока: Продолжать формировать представление о предложении и его функции.

    — Учить составлять схему предложения, составлять предложение по схеме, дополнять предложение; учить различать слово и предложение.

    — Развивать и обогащать речь учащихся;

    — Развивать логическое мышление;

    — Развивать познавательный интерес к чтению;

    — Способствовать развитию эмоциональной сферы.

    — C одействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    — C одействовать профилактике утомляемости учащихся.

    Тип урока: Закрепление пройденного материала.

    Оборудование: учебник — Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, тетрадь, презентация в программе PowerPoint на тему: « Словарная работа», карточки со слогами, картинки.

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

    Сели тихо, замолчали,

    Всё, что нужно вы достали,

    Приготовились к уроку

    В нём иначе нету проку,

    Уже больше не вертитесь

    Кто мне скажет какое сегодня число? Какой день недели? Какой он по счету? Кто дежурит сегодня? А какой у нас сейчас урок? Какой он по счету?

    О чём мы будем сегодня говорить на уроке вы узнаете сами, составив слово из данных перепутанных слогов: же-Пред-ни-ло-е

    Во мне есть много разных слов.

    Ты разобраться в них готов?

    Рассказ читаешь или стих,

    Я обязательно есть в них.

    Но перепутав все слова,

    Понять не сможешь ты меня.

    Да, сегодня темой нашего урока будет предложение и его схема. Об этом мы поговорим позже, а сейчас минутка чистописания.

    2. Минутка чистописания.

    Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать?

    Буква эта с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком? (Показать картинку буквы Б)

    Откройте тетради, запишите число, классная работа. Далее пишем строчку Бб, Ббб, Бббб. Пишем целую строчку до конца. Будьте внимательны, посмотрите, как чередуются буквы. Итак, мы выполнили чистописание. Молодцы!

    3. Словарная работа

    А теперь перейдём к словарной работе. Давайте посмотрим презентацию и выполним задание. Слайд № 2. Какое словарное слово мы видим на картинке, какую букву мы должны вставить? На какую букву поставим ударение? Проверим себя! (Слайд № 3). Словарная работа слайды со 2 по 13. А теперь каждый запишет любые три слова себе в тетрадь, почеркнет вставленную букву и поставит ударение. У доски эту работу выполнит … . (слайд №14). Спасибо за работу! (Слайд №15)

    4. Работа на повторение.

    Посмотрите на доску, на ней слова, нужно определить на какой вопрос они отвечают. Давайте вспомним, какие есть слова: слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие действия. К доске пойдет два человека. Один будет называть слова предметы, а второй слова действия. Назови, какие у тебя слова? На какой вопрос они отвечают? У тебя есть лишнее слова? Почему ты так думаешь? На доске слова, обозначающие предметы (кукла, стакан, мяч, машинка, велосипед, ложка) и слова, обозначающие действия (смеется, кушает, бежит, умывается, стоит, пишет).

    5. Работа по теме урока.

    Ребята, кто напомнит тему нашего сегодняшнего урока? Какое слово мы собирали по слогам? Посмотрите на доску. Давайте его еще раз прочитаем. А кто мне скажет, что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сейчас слушайте меня внимательно, когда услышите предложение, то хлопайте в ладоши. Начали: На деревьях набухли почки. Одуванчики , полянках , появились, на. Прилетели скворцы. Травка, первая, появилась. Грачи.

    Всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Предложение — это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

    Посмотрите на доску, перед вами слова. (Кот, у, Тишка, жил, Миши.) Эти слова можно назвать предложением? Нет. Почему? А давайте из них составим предложение. (Кот Тишка жил у Миши.) Почему слово кот мы написали с большой буквы? А слова Тишка и Миша, почему записаны с большой буквы? Давайте это предложение запишем в тетрадь.

    А как можно на письме показать, сколько слов в предложении? Для этого можно использовать схему. Каждое слово мы будем обозначать большой черточкой, а предлог – маленькой (показать на доске). А как мы узнаем, где начинается и где заканчивается предложение? Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, а на схеме мы это будем показывать так: |____

    А конец предложения мы узнаем по точке, вопросительному или восклицательному знаку (записать на доске . ? !).

    Давайте составим вместе схему к предложению, которые мы записали раньше.

    6. Закрепление. Работа по учебнику.

    Открыли учебник на странице 146, нашли упражнение №1. Читаем задание. Читаем предложение и смотрим схему к нему. Сколько слов в этом предложение? Приготовили пальцы и считаем. А в схеме сколько слов? Как написано первое слово в предложении? А как обозначено первое слово в схеме? Какой знак стоит в конце предложения и в конце схемы? Найдите предлог в предложение и в схеме.

    А сейчас у нас с вами будет творческое задание. Мы будем с вами составлять рассказ по картинке. Рассмотрите картинку в учебнике на странице 147. Что тут произошло? Давайте прочитаем предложения . Подберем к каждой схеме предложение. А теперь давайте расставим слова в порядке следования схем. К первой схеме, какое предложение подходит? Давайте посчитаем, сколько слов в схеме? Найдите это предложение. (Учитель крепит на доске, распечатанные предложения) Ко второй схеме какое предложение подходит. Посмотрите, что есть в этом предложении? Посмотрите на вторую схему. В нем есть предлог, какой он по счету? Давайте подберем к этой схеме предложение. Посмотрите на третью схему. С чего должно начинаться предложение? С предлога. Есть у нас такое предложение? Смотрим последнюю схему. Сколько в ней слов? Какое предложение у нас осталось? А теперь давайте прочитаем рассказ, который у нас получился. Одно предложение на выбор, вы сейчас запишите в тетрадь и составите к нему схему. К доске выполнять это задание пойдет … .

    7. Подведение итогов урока и рефлексия.

    Чем мы сегодня занимались на уроке? Что мы сегодня узнали нового?Что такое предложение? Из чего оно состоит? Какие знаки можно поставить в конце предложения? С какой буквы мы напишем первое слово в предложении? Как можно изобразить предложение на письме, не записывая его?

    Сегодня наш урок прошел очень продуктивно, очень хорошо на уроке работали … . Они получают отметку пять. А вам ребята понравился урок? Я вам сейчас раздам смайлики и вы оцените мой урок, если вам он понравился, то смайлик будет улыбаться, а если нет, то смайлик будет грустить.

    Источник