Меню

Котенок пресытившись полосатыми окуньками

Поступающим в вузы д. Э. Розенталь сборник упражнений по русскому языку с диктантами Москва (1)

Я поселился на берегу Оки и стал постепенно забы-

вать городскую цивилизацию, шумные улицы и шоссе.

Поэзия природы очаровала меня.

Рыбаки любят встречать утреннюю зарю и провожать

вечерний закат: в эти часы рыба особенно голодна и про-

жорлива, хорошо клюёт. Проснувшись чуть свет, едва

могу разглядеть стрелки на циферблате наручных часов.

Расстилающаяся над Окой пелена тумана предвещает

ясное утро. Самой реки не видно, она лишь угадывается

в нечётких очертаниях курчавых зарослей прибрежных

ив. Летом рыба держится ближе к берегу и хорошо слы-

шит любой шум. Тихонько пробираюсь сквозь прибреж-

ные кусты. Рукава и капюшон куртки быстро намокают.

Стараясь расположиться поудобнее, раскладываю на

траве рыболовную утварь. Жёсткая трава приминается.

Зачерпываю ведром воду для живцов, неторопливо раз-

матываю леску, насаживаю на крючок червяка и забра-

сываю удочку. Поплавок плавно ложится на воду. Не-

ожиданно удилище гнётся, леска натягивается струной.

Я потянул вверх — из воды выскочил полосатый окунёк.

Низко над водой со звонким криком промчался зимо-

родок, любитель рыбной диеты. Плавно опустившись на

ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки,

он принялся подкарауливать добычу. Увидев рыбку,

стремглав ринулся в воду, но не нырнул, а только слегка

коснулся её и быстро схватил клювом добычу. Пернатый

рыболов с серебристой добычей в клюве сел на тонкий

кончик моего бамбукового удилища, с ловкостью цирка-

ча подбросил рыбёшку вверх, открыл клюв, проглотил

её и вновь замер на месте. Голова и крылья у зимородка

зелёные, спина и хвост бирюзовые, грудь оранжевая,

клюв красный. Какой щеголь, настоящий пижон!

Начинается утро. Восток загорается светом. На яр-

ко-розовом горизонте появляется край раскалённого,

обжигающего диска, и всё вокруг ненадолго замирает.

Чопорные водяные лилии улыбаются солнечным лу-

чам. Над водной равниной, гоняясь друг за другом,

с лёгким шумом пикируют стрекозы. Всякий звук, шо-

рох или шёпот только усиливает тишину утра. Но вот

в кустах, склонившихся над Окой, зазвенел утренний

концерт укрывшихся в зелени пичуг. Прислушиваясь

к гармоничному сочетанию их голосов, я смотрел на ре-

ку. (По М. Ростовцеву.)

ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне

1. Для проверки написания сомнительной согласной

в корне нужно изменить форму слова или подобрать

родственное слово, чтобы за проверяемой согласной

стояла гласная или согласные л, м, н, р: косьба

(косить), резьба (резной).

2. Написание слов с непроверяемыми согласными

в корне (вокзал, футбол и др.) выясняется по орфо-

графическому словарю русского языка.

30. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. . Дым выходил в отверстие, сделанное в верху

кибитки. (П.) 2. Наполненный яг..аш немилосердно ре-

зал мне плечо. (Т.) 3. За столом разместились попарно,

то есть мужчины впереме..ку с дамами. (С.-Щ.) 4. Повар

хлопает дверцами печки. внимательно осматривает

ко..форки. (Г.-М.) 5. Он опирался на трость с большим

костяным набалда..никои. (Гарш.) 6. Парень делает из

большой, угловатой деревя..ки ложку. (Ч.) Т.Илья

всегда приносил с собой чего-нибудь вкусного: баранок,

мятных пряников, медовой коври..ки. (М. Г.) 8. Дождь

утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ли-

вень, то в изморо..ь. (Аре.) 9. Над степью недвижно па-

рили ко.-чики. (Закр.) 10. Бураго пожевал мун..штук

папиросы, щурясь от дыма. (Леон.) 11. На полу, впере-

ме..ку с пакетами чая и табака, валялись кожаные пер-

чатки. (Кае.) 12. Я кладу бума..ку в карман стёганки и

надеваю варе..ку. (Чак.) 13. Молочная изморо..ь распи-

сывает свои узоры на стёклах окон. (Буб.) 14. Вагон сто-

ял на во..зальных путях. (Бек.) 15. Валентина прошла

в диспетчерскую. (Никол.) 16. По шоссе мчались вело-

сипедисты, юноши и девушки в ярких фу..болках.

§ 8. Двойные согласные в корне

В словах, образованных от основ, оканчивающихся

на две одинаковые согласные, эти двойные соглас-

ные перед суффиксом сохраняются: диаграммка

— диаграмма, компромиссный — компромисс.

Но: в первой части сложносокращенных слов, ко-

торая представляет собой основу, оканчивающуюся

двойными согласными, пишется только одна соглас-

ная: грампластинка *- граммофонная пластинка.

31. Составьте предложения с данными словами.

Вожжи, дрожжи, жжёт, жужжать, можжевельник,

32. Прочитайте данные слова и подберите к ним одно-

коренные. (Воспользуйтесь орфографическим словарем

Агрессор, апелляция, аппетит, ассистент, грамма-

тика, грипп, дискуссия, иллюзия, иллюминация, иллю-

страция, интеллигенция, касса, класс, коллегия, кол-

лектив, колосс, комиссия, комментарий, терроризм,

корреспондент, либретто, масса, металл, оппозиция, па-

раллель, пассажир, пассив, пессимизм, прогресс, про-

фессия, территория, эффект.

33. От основ данных существительных образуйте:

1 — уменьшительные существительные с суффиксом -к-;

2 — прилагательные; 3 — глаголы с суффиксами -овать,

1. Группа, программа, телеграмма.

2. Галл, гунн, класс, киловатт, компромисс, хлоро-

3. Апелляция, ассоциация, аттестат, дистилляция,

дифференциация, иллюстрация, комментарий, коррек-

тор, оккупация, оппонент, режиссёр, сумма.

34. Сравните написание выделенных согласных в про-

изводящих и производных словах.

1. Алла — Алка; Анна — Акка; Кирилл — Кирилка;

Савва — Савка; Филипп — Филипка.

2. Кристалл — кристальный; колонка — колонка;

норманны — нормакский; оперетптпа — оперетка; финн —

35. Из данных словосочетаний образуйте сложносок-

Образец: конная армия — конармия.

Граммофонная запись; групповой организатор; клас-

сный комитет; коллективное хозяйство; коммунистиче-

ская партия; коллективный договор.

36. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. (Для

справок используйте орфографический словарь русского

1. Вижу, вон, малый огонёк чуть-чуть бре..жит

в темноте. (П.) 2. Отвратительная пьеса! Нет ни одного

лица истинного, все кар..натуры! (Г.) 3. В первоначаль-

ном своём значении слово бел. .етрист есть то же, что ли-

тератор, занимающийся изящною словесностью. (Бел.)

4. Она села за фортепьяно, взяла несколько ак..ор-

дов. (Герц.) 5. Как и во всякой специальности, в филоло-

гии не должно существовать дил..етантизма. (Черн.)

6. Вы до такой степени акклиматизировались в Глупо-

ве, что ничем особенным и не отличаетесь от глупов-

цев. (С.-Щ.) 7. Обломовцы склонны к идиллическому,

бездейственному счастью. (Добр.) 8. Мальчик подошёл

к отцу и подал ему записку о бал..ах, полученных

в школе. (Л. Т.) 9. Ещё задолго до занавеса театр уже

был полон: партер, ложи и гал..ерея были усыпаны

публикой. (М.-С.) 10. Во всех газетах пишут бюллетени

о моей болезни. (Ч.) 11. На другой стороне пруда видне-

лась красивая бал..юстрада лодочной пристани. (Кор.)

12. За проволочной сеткой мелькали ловкие фигуры

тен..неистов. (Вер.) 13. Бар.-икада вырастала в несколь-

ко минут. (Сер.) 14. Сквозь дремоту я слышал надоед-

ливое дребезжание рес..оры. (Пауст.) 15. С моря били

корабли, поддерживая высадку дес..антного морского

полка. (Соб.) 16. На этих монументах были нагро-

мождены все аксес..уары романтического средневе-

ковья. (Каз.) 17. Узкая полоска берега была совсем от-

логой, и сразу над ней, уступами, поднимались гли-

нистые тер..а..сы. (Сим.) 18. Из того, что я брю..жал

здесь и ругался, не делайте вывода, что у нас совсем

плохо идёт работа. (Аж.) 19. Растение сбрасывает став-

шие для него бал..астом старые листья. (Кож.)

37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мотор включён, завертелся пропел..ер, глис..ер

стал плавно скользить по воде. 2. В области ис..кус..тва

не должно быть никакого механического нивел..ирова-

ния. 3. В брош..ре содержатся ан..отации на выходящие

в ближайшее время книги. 4. Для изготовления ле-

карств используется дистиллированная вода. б. Озеро

имеет форму эл..ипса. 6. По предложению одной из сто-

рон прежний договор был ан..улирован. 7. Педагогика

рекомендует применять дифференцированный подход

к учащимся. 8. По ак..уратности несения дежурства но-

вый ученик считался одним из лучших. 9. Приступ

аппендицита потребовал хирургического вмешательст-

ва. 10. Огромное многокрасочное пан. .о украшало зал.

11. Благодаря широко развернувшемуся национально-

освободительному движению, большинство африкан-

ских стран давно сбросило с себя вас..альную зависи-

мость от стран-колонизаторов. 12. Больной страдает хро-

Читайте также:  Щенок чихуахуа с котенком

ническим катар..ом горла. 13. На пер..оне собралось

множество людей, провожавших наших артистов в за-

граничное турн.. . 14. Лучшим дес..ертом после обеда на-

ши гости считали свежие фрукты. 15. Подобные вопросы

должны решаться коллегиально. 16. В конце концерта

исполнялась «Баркарол..а» Чайковского. 17. Картина

исполнена в импрессионистском стиле. 18. Одна за дру-

гой на территорию строящегося завода въезжали пяти-

тон..ки, нагруженные кирпичом.

§ 9. Непроизносимые согласные в корне

1. Чтобы проверить, есть ли в слове непроизноси-

мый согласный, надо изменить слово или подобрать

к нему родственное слово, чтобы после непроизноси-

мого согласного стоял гласный: праздник (праз-

ден), дилетантский (дилетанты).

2. Запомните: в словах опасный, ужасный, гнус-

ный, словесный, словесность, интриганский, ис-

кусный непроизносимого согласного нет.

38. Прочитайте слова и укажите слово, от которого

образовано данное, или подберите однокоренное слово,

в котором за корнем следует гласный.

Образец: властный *- власть; прекрасный — пре-

Агентство, безвестный, безгласный, вкусный, гигант-

ский, гнусный, горестный, громоздкий, девственный,

дилетантский, доблестный, захолустный, интересный,

комендантский, косный, костный, местный, невестка,

ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка,

послать, постлать, праздный, прелестный, пристраст-

ный, сверстник, свистнуть, свиснуть, сердце, словесный,

солнце, тростник, ужасный, устный, хлестнуть, хруст-

нуть, целостный, чудесный, шефствовать, яростный.

39. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и вари-

лись, шипя, разные я..ства. (Гонч.) 2. Недаром Пуш-

кин называл Жуковского своим учителем в поэзии, на-

перс..никои. (Бел.) 3. В числе восьми детей. был один

р..вес..ник мне. (Герц.) 4. Безденежье меня приковыва-

ло к ненавис..ной мне деревне. (Т.) 5. Звук равномерно

усиливался и, дойдя до совершенной явственности, так

же равномерно стал ослабевать. (Л. Т.) 6. Всё моё се-

мейство здравствует и шлёт вам поклон. (Ч.) 7. Осень

в этом году была поз..няя. (Кор.) 8. Ещё двести шагов —

и мы в безопас..ности. (Аре.) 9. Уча..ствовал он и в слав-

ной Бородинской битве. (Купр.) 10. Пахло пересох-

шей горячей глиной и близким пас..бищем. (Фед.)

11. Эскадра че..ствовала своих героев. (Степ.) 12. Сол-

даты с небескорыс. .ным любопытством следили за тем,

куда самолёты полетят. (Каз.) 13. Гармонист играл так

залихватски, с такими искус..ными переборами, что ста-

рик не удержался от соблазна послушать. (Марк.)

14. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что

хряс..нул держак. (Ш.-С.) 15. Зал настороженно без-

Сергей Тимофеевич, одинокий пожилой профессор

математики, два года тому назад оставил преподавание

в родном институте и посвятил всё своё время написанию

научных статей. Особенно хорошо работалось ему летом,

Сергей Тимофеевич чрезвычайно высоко ценил поря-

док как в науке, так и в домашней жизни. Посаженные

им нарциссы всегда получали правильный уход. Висев-

ший в саду старый эмалированный умывальник сиял

чистотой. В доме, на этажерке возле письменного стола,

стоял макет каравеллы, подаренный коллегами на юби-

лей, и профессор почти ежедневно протирал этот макет

от пыли. На террасе пластмассовый стол и стулья, кото-

рыми редко пользовались, были аккуратно накрыты

целлофановыми чехлами. Однако Сергей Тимофеевич

так и не сумел добиться, чтобы не скрипела лестница,

ведущая на второй этаж, и чтобы не дребезжала посуда

в буфете всякий раз, когда выдвигали ящик.

Порядок и покой внезапно оказались под угрозой,

когда пришла телеграмма от сестры, с которой профес-

сор не виделся пять лет. Полина Тимофеевна сообщала,

что соскучилась по брату и приедет к нему на дачу в суб-

боту утренней электричкой.

Новость показалась Сергею Тимофеевичу неприятной.

Он всегда чувствовал некоторую неловкость в присутст-

вии сестры: слишком уж разными были их характеры.

Полина с детства страстно любила театр, мечтала

стать актрисой, и это ей в конце концов удалось. Однако,

к огорчению брата, она и домашнюю жизнь всегда пыта-

лась превратить в спектакль, пользовалась всяким пово-

дом, чтобы произвести театральный эффект.

Едва повзрослев, Полина завела привычку надевать

по праздникам усыпанное блёстками платье и маленькие

золотые серьги с крошечными, но настоящими брилли-

антами. Однажды она рассказала гостям, что серьги дос-

тались ей от бабушки-баронессы. Сергею Тимофеевичу

было тогда невыносимо стыдно за сестру: серьги действи-

тельно были бабушкины, но бабушка была не дворян-

Полина любила сочинять небылицы, которые в её устах

звучали очень правдоподобно. Мать называла её милой

фантазёркой, а брат — бессовестной лгуньей. Полина жа-

ловалась подружкам, что у Сергея несносный характер,

но при этом с нескрываемой гордостью добавляла: «Зато

он настоящий интеллектуал, будущий академик».

Сергей Тимофеевич считал свою сестру слишком

болтливой и эксцентричной, а когда бывал особенно сер-

дит, называл её сумасшедшей. Единственным достоинст-

вом сестры он признавал умение вкусно готовить.

Профессор побывал лишь на трёх спектаклях с учас-

тием Полины. Он вообще считал посещение театров и ки-

но напрасной тратой времени. Его единственным хобби

были кроссворды, над которыми он засиживался допозд-

на, если выдавался свободный вечер. Одно время он соби-

рал марки, и, хотя это занятие ему быстро надоело, ста-

рая коллекция бережно хранилась в среднем ящике гро-

моздкого письменного стола.

Итак, первым чувством, которое вызвала телеграмма

сестры, было раздражение. Однако через какой-нибудь

час Сергей Тимофеевич с удивлением обнаружил, что

с нетерпением ждёт её приезда. В субботу, в половине

седьмого утра, он уже стоял на перроне, спеша разгля-

деть Полину в толпе пассажиров.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ

I. Имена с о б с т в е н н ы е пишутся с прописной

буквы, имена н а р и ц а т е л ь н ы е — со строчной:

профессор Иванов, царь Пётр, пантера Багира,

шоссе Энтузиастов, планета Юпитер.

Имя нарицательное пишется с прописной буквы:

1) если оно является первым словом в составном соб-

ственном наименовании: Московский театр опе-

2) если условия контекста придают этому слову

торжественное, возвышенное звучание: Весь народ

поднялся на защиту своего Отечества.

По традиции употребляются прописные буквы в

некоторых названиях важнейших организаций,

высших должностей, российских и международных

званий и знаков отличия: Организация Объединён-

ных Наций, Федеральное Собрание, Президент

России, медаль «Золотая Звезда».

II. Основные случаи употребления прописных и строч-

ных букв в различных названиях:

1. С прописной буквы пишутся имена, отчества, фа-

милии людей; обозначения действующих лиц в про-

изведениях литературы; псевдонимы, прозвища,

клички животных: Алексей Максимович Пешков,

Максим Горький, Пётр Первый, Всеволод Большое

Гнездо; Красная Шапочка (персонаж), Шарик (со-

Некоторые слова могут употребляться и как име-

на собственные, и как имена нарицательные; ср.:

мальчик по имени Мишка — мохнатые мишки на

2. С прописной буквы пишутся все слова (кроме родо-

вого наименования) в географических и администра-

тивно-территориальных названиях: Азия, Монголия,

Псковская область, остров Новая Земля, Большой

Каменный мост, улица Кузнецкий Мост. Но ср.:

страны Запада — поезд идёт на запад.

В официальных названиях государств (а также

автономий в составе Российской Федерации) с про-

писной буквы пишутся все слова, в том числе родо-

вые понятия: Российская Федерация, Республика

Татарстан, Объединённые Арабские Эмираты,

Французская Республика. Ср.: Среднеазиатские

республики (неофициальное название).

3. С прописной буквы пишутся все слова (кроме родо-

вого наименования) в астрономических названиях:

созвездие Большого Пса, альфа Малой Медведицы.

Ср.: происхождение Земли — горсть земли; орбита

Луны — бледная пуна.

4. С прописной буквы пишется первое слово (и все

имена собственные) в названиях исторических собы-

тий, значительных событий в общественной жизни,

праздников: эпоха Возрождения, Вторая мировая

война, День взятия Бастилии, Рождество. Ср.:

Восьмое марта — 8 Марта (праздник); Древний

Рим (историческая эпоха) — древний Рим (город).

5. С прописной буквы пишется первое слово (и все

имена собственные) в названиях учреждений, пар-

Читайте также:  Спокойной ночи с котятами зимой

тий и т. п.: Министерство обороны, партия Ин-

дийский национальный конгресс, Московский госу-

дарственный университет имени М. В. Ломоносова,

Государственная Третьяковская галерея.

6. Условные названия заключаются в кавычки:

кинотеатр «Арктика», журнал «Огонёк».

7. С прописной буквы пишется первое слово (кроме

родового обозначения) в названиях орденов, знаков

отличия: орден Отечественной войны I степени,

Георгиевский крест, медаль «В память 800-летия

Москвы». В порядке исключения некоторые назва-

ния пишутся с прописной буквы (см. п. I).

8. Со строчной буквы пишутся названия должностей,

званий, титулов: король Швеции, министр здравоох-

ранения, директор фирмы, член-корреспондент

Академии наук, лауреат Нобелевской премии, мар-

шал авиации. Некоторые названия должностей и зва-

ний (имена нарицательные) пишутся с прописной

буквы в порядке исключения (см. п. I).

9. С прописной буквы пишется первое слово (и имена

собственные) в названиях произведений искусства,

периодических изданий, памятников старины, доку-

ментов: поэма «Медный всадник», роман «Жизнь

Клима Самгина», комедия «Двенадцатая ночь, или

Как вам угодно» (вторая часть двойного названия

также пишется с прописной буквы), газета «Москов-

ские новости», Девятая симфония Бетховена, Лав-

рентъевская летопись, Успенский собор.

III. Употребление прописной или строчной буквы

в прилагательных, образованных от существитель-

ных — имен собственных, зависит от суффикса и

1. С прописной буквы пишутся притяжательные

прилагательные с суффиксами -ов-/-ев-, -ив-: Зевсов

гнев, Одиссеевы странствия, Мишкина каша.

Употребленные в переносном значении, такие при-

лагательные пишутся со строчной буквы: анютины

2. Со строчной буквы пишутся прилагательные

с суффиксом -ск-: пушкинская поэзия, болгарские

курорты. Ср.: московский губернатор — Москов-

ское государство (географическое название).

Употребленные в значении «памяти, имени тако-

го-то», такие прилагательные пишутся с прописной

буквы: Нобелевская премия, Пушкинские дни

40. Объясните употребление выделенных курсивом

прописных и строчных букв.

1. .Антон .Павлович Чехов — .Антоша Чехонте; Козь-

ма Прутков — Алексей Константинович Толстой и братья

Жемчужниковы; Жорж Санд — Аврора Дюпен, АГарк

Гвен — Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.

2. Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное

Сердце, Александр Македонский, Иван .Грозный.

3. Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Снегурочка,

Синяя Ворода, Колобок, Золушка.

4. кот Васька, пёс Рекс, корова Бурёнка, курочка

5. город Белая Дерковь, село Светлые Ключи, улица

Госпитальный Вал, бухта Золотой Рог, Крайний Север,

Дальний Восток, Лриуралье, Лодмосковье, Смоленская

область, Алтайский край, остров Святой Елены.

6. Южно-Африканская Республика, Республика Ко-

ми, Чешская Республика, Скандинавские королевства.

7. Полярная звезда, бета Весов, туманность Андро-

меды, комета Галлея.

8. Медный бунт, Смутное время, .Куликовская битва,

Великая Отечественная война, Женевская конференция,

движение Сопротивления, Олимпийские игры 1896 года,

Древняя Греция, Международный женский день, Девя-

9. Министерство иностранных дел, Лейбористская

партия Великобритании, Национальное собрание Фран-

ции, Центральный театр кукол, Концертный зал имени

Чайковского, Дом-музей Толстого, Большой театр, Рос-

сийская академия каук, Лервый московский часовой за-

вод, Государственный универсальный лгагазин, изда-

тельство «Наука», фабрика «Грёхгорная даануфактура»,

гостиница «Космос», бассейн «Чайка».

10. кандидат исторических каук, президент Франции,

японский император, генеральный секретарь Организа-

ции Объединённых Наций, народный артист России,

ректор Московской консерватории.

11. орден Славы I степени, орден Святого Андрея Лерво-

званного, орден .Почётного легиона, Железный крест,

орден «Знак Почёта», .медаль «За оборону Москвы».

12. ЙГпатьевская летопись, Федеративный договор,

Лервая баллада Шопена, жрам Василия Блаженного,

йсаакиевский собор, здания Сената и Синода, роман

Гончарова «Обрыв», геовесть Гоголя «Майская ночь, или

Утопленница», балет Чайковского «Лебединое озеро»,

журнал «Семь дней».

13. Рафаэлева леадонна, Кощеева смерть, Танина кук-

ла, Сашин .мяч, рентгеновы лучи, .марьин корень.

14. чеховская драматургия, тургеневская ысадьба,

толстовские взгляды, Булгаковская конференция,

41. Подберите и запишите свои примеры употребления

прописных и строчных букв в различных названиях. (Вос-

пользуйтесь книгами, журналами и газетами, составляю-

щими круг вашего чтения.)

Правление Петра Первого стало одним из важнейших

этапов в истории нашей страны. Россия из Московского

государства, чьи контакты с внешним миром были доста-

точно ограниченны, превратилась в Российскую импе-

рию — одну из могущественнейших стран Европы.

В самом начале своего царствования Пётр стремился

пробиться к Чёрному и Каспийскому морям, расширить

возможности морской торговли с Востоком. И уже тог-

да, во время Азовских походов, самой заметной фигурой

в окружении государя становится Александр Данило-

вич Меншиков. Ему, простолюдину по происхождению,

суждено было со временем стать влиятельнейшим вель-

Вместе с царём в составе «Великого посольства» Мен-

шиков отправился за границу. Как известно, Пётр со

своими сподвижниками ехал в Европу не только уста-

навливать дипломатические контакты с Западом, но и

учиться всему, что могло пойти на пользу крепнущей

России. Царь не гнушался даже работать подмастерьем

у опытных ремесленников. Не желая отставать от своего

государя, Меншиков работал на голландских верфях и

получил аттестат, свидетельствующий об овладении спе-

циальностью корабельного плотника.

Сразу по возвращении в Россию Меншиков принял

деятельное участие в подавлении стрелецкого мяте-

жа. И в дальнейшем на Меншикова царь возлагал са-

мые ответственные задачи: устройство в устье Невы

Петропавловской крепости, строительство новой столи-

цы — Петербурга — и оборону её от шведов. Чины и

знаки отличия сыпались на Меншикова дождём. Поль-

ский король Август наградил его орденом Белого Орла,

австрийский император пожаловал ему диплом князя

Священной Римской империи. В отсутствие Петра

светлейший князь фактически был главой армии, кото-

рая после начала Северной войны оформилась в регу-

В пушкинской поэме «Полтава» Меншиков назван

«полудержавным властелином». Его могущество и поли-

тическое влияние стало неограниченным в недолгий пе-

риод правления Екатерины Первой. Юный Пётр Второй

в начале своего царствования находился в полной зави-

симости от властолюбивого и энергичного сподвижника

своего великого деда, однако вскоре интриги членов Вер-

ховного тайного совета — барона Остермана и князей

Долгоруких — привели к тому, что Меншиков был от-

странён от государственных дел и сослан в далёкий Берё-

Источник

Урок контрольного списывания .Работа с текстом 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Работа с текстом
2 класс
Белеенко Е.И.

Закинул рыболов в речку удочку. Окунь рыба красивая. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт! Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Плавники у него красные, а спина тёмно-зелёная.
1
2
3
4
5
6
7
8

Закинул рыболов в речку удочку. Окунь рыба красивая. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт! Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Плавники у него красные, а спина тёмно-зелёная.
1
2
3
4
5
6
7
8
Самостоятельное списывание

Окунь.
Закинул рыболов в речку удочку. Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. Окунь рыба красивая. Плавники у него красные, а спина тёмно-зелёная. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт!

Домашнее задание
№ 153

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Котенок пресытившись полосатыми окуньками

I. А.В. Глазков

1. Диктант

Тема: правописание приставок пре-, при-.

Читайте также:  Таурин для котят норма

Класс: 11 (повторение).

Задание: найдите и выделите все приставки. Объясните написание приставок пре- и при-.

Котенок, пресытившись полосатыми окуньками, отыскал в саду тенистое место и улегся, раскинув в стороны лапы. Покуда безымянный, он рисковал, что ему приищут имя, обличающее его обжорство. Лови он так же усердно мышей, ему бы сошло с рук, но с каждым днем приумножающееся количество рыбы, съедаемой на даровщинку, предопределяло его судьбу. Впрочем, слегка прикорнув, он запросто взбирался на чердак, откуда его доставали, приставляя к стене лестницу.

2. Диктант

Тема: правописание приставок.

Класс: 11 (повторение).

Задание: найдите и выделите все приставки. Объясните правописание приставок на согласный в зависимости от звонкости/ глухости первого согласного корня.

Ниф-Ниф искоса посмотрел на братца: блеяние овечки было чересчур неестественным. Но можно ли быть таким бессердечным, бездушным, чтобы оставить бедную зверушку на съедение прожорливому волчищу? «Все-таки надо проверить», — сказал Ниф-Ниф и вскарабкался на стул, надеясь расковырять дырочку между дверью и притолокой, чтобы выглянуть наружу, но это не удалось. Тогда он попытался посмотреть из-под двери, но и тут потерпел неудачу. «Ладно, пустим», — сказал Наф-Наф и приоткрыл дверь. Рассвирепевший волк решил с размаху открыть дверь, но не тут-то было: поросята стояли насмерть.

II. Автор неизвестен.

Самостоятельная работа.

Тема: «О», «Ё», «Е» после шипящих и «Ц» (в любой морфеме).

Класс: 11 (повторение).

Задание: Вставьте буквы, объясните правописание. Расставьте пропущенные знаки препинания:

Ч. опрный ч. рт в ч. рной ш. лковой одеж. нке сидел на ж. с. ком д. ване и пил деш. вый ж. лудевый кофе изредка ч. каясь со своим отраж. нием в глянц. витом с. моваре стоящ. м на парч. вой скатерти ш. коладного цвета. Ч. рт был больш. й обж. ра и (не) смотря на изж. гу и больную печ. нку объедался крыж. вником со сгущ. н. ым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальц. м он моло. ц. вато тряхнув ч. лкой пустился танц. вать чеч. тку. Ц. канье его копыт стало столь сильным что в ц. кольном этаже думали что наверху танц. вала лошадь. Он однако был не очень искус. ным танц. ром и совершив один не совсем удачный скач. к врезался в самовар и обж. г свой пятач. к покрытый мя. кой ш. рсткой. Ож. г был очень тяж. л. Огорч. н. ый герой куц. й овц. й кинулся к боч. нку с моч. ными яблоками и сунул в него свой обож. ный пятач. к. «Правду говорят что (не) береж. н..ого Бог не береж. т» ч. ртыхнулся он ч. ртовской пословицей и стал переб. рать ч. тки рассчитывая что боль так быстрее пройдет.

Источник

Котенок пресытившись полосатыми окуньками

У Маши есть дача. Там в чулане живут мыши. Маша часто их слышит. Мыши чуткие. (15)

У нас в чулане живёт пушистый кот. Он часами лежит на дощатой крыше. Я угощу кота жирной щукой. (18)

Я хочу начать ужинать. Вот чайник и чашка. Я кипячу чай. В чулане нет калача. Я чищу часть щуки. (19)

У нас живут крольчата. Пушистые малыши пищат и кричат. Я хочу положить им пищу в чашку. (16)

Я ищу дачу Миши Щукина. Участок сторожит овчарка. Я стучу и кричу. Миша бежит ко мне. (16)

Мама начала варить и тушить овощи. К щам нужны щавель и капуста. Я тащу свежий кочан из чулана. (18)

В речке плещутся ерши и щучата. Я поймал жирную щуку. Я уже час тащу её из воды. Боюсь, что выпущу. (20)

Мы пошли в чащу. Вот ежи. Вот мыши. Чумазая туча закрыла небо. Блещут молнии. Я плачу. (16)

Трещат морозы. В чаще тишина. Но стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. (14)

Мы идём в чащу. Цветут душистые ландыши. Стрижи тащат в гнездо травку. Пищат пушистые мыши. Их ловят ёжики. (19)

У Саши и Миши хороший улов. Они поймали щуку и леща. На ужин у нас чудесная уха. (17)

В наших часах лопнула пружина. Часовщик сощурил глаз. Он чинит часы. Вот чудо! Часы стучат. Не дают скучать. (18)

Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу. (16)

У деда чудесные руки! Он сшил шикарный жилет. А вот сапоги из кожи. Хороши сапоги! Я сам их чищу. (19)

Мы в чаще. Вот её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Скачут сороки. Ворчат ёжики. Стучат дятлы. Все животные ищут себе пищу. (21)

Мягкий знак – показатель мягкости

Мальчик Коля идёт гулять в ельник. Опять начал капать мелкий дождь. Коля возьмёт зонтик. (14)

Небо начало темнеть. Плывут большие тучи. Будет лить сильный дождь. Я вышел на крыльцо. Нужно взять зонтик. (17)

Корабль плыл в дальние страны. Он сел на мель. Корабельщики должны снять его с мели. (15)

Школьник Игорь проводит июнь на даче. Стоят погожие деньки. Игорь пишет письмо маме. Потом мальчик бежит гулять. (17)

Петя и Костя идут в садик смотреть цветы. Вот васильки. А это тюльпан. У крыльца растёт сирень. (17)

Большая буква в кличках животных

На крыльце лежит пёс Трезор. Он смотрит на гуся Гошу. По двору бежит кот Мурзик. За ним спешит котёнок Барсик. (20)

Кошка Мурка сидит на заборе. На неё лает щенок Рекс. Поросёнок Стеша лежит в луже. (15)

Щенята Жучка и Тяпа пришли на поляну. Там паслась коза Зорька. На площадке спал пёс Барбос. (16)

Источник

Итоговая комплексная работа за 1 класс

Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок — белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.

Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать — не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть. Что тут делать?

И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый — его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?

Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!

Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать.

Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются.

Отметьте значком « V » героя рассказа, которого боялись котята.

а) кошка г) собака

в) орёл е) лягушка

Сколько котят в рассказе?

Найдите в тексте восклицательное предложение. Спиши его.

а) Запишите цифрами, сколько котят и сколько собак в данном рассказе.

б) На сколько котят в рассказе больше, чем собак? Запиши решение

Запишите цифрами, сколько твёрдых и сколько мягких согласных звуков в слове -малыши-

Найдите в рассказе и запишите клички котят.

Отметьте значком « V » домашних животных.

Напишите, что означает выражение «как молния»

Источник