Меню

Кошка кормит котенка это распространенное или нераспространенное предложение

Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах

Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.

Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.

Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного

В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:

  1. Идет дождь – нераспространенное, потому что в нем есть только подлежащее «дождь» и сказуемое «идет».
  2. Идет дождь и снег – нераспространенное, в нем два подлежащих («дождь» и «снег») и сказуемое.
  3. Ночь – нераспространенное, в нем только подлежащее «ночь».
  4. Темнеет – нераспространенное, в нем только сказуемое «темнеет».

А вот распространенные предложения, смотрите:

  1. На улице идет дождь – есть обстоятельство «на улице».
  2. Идет сильный дождь – есть согласованное определение «сильный».
  3. Идет дождь со снегом – есть косвенное дополнение «со снегом».
  4. Быстро темнеет – есть обстоятельство «быстро».
  5. Безмолвная ночь – есть определение «безмолвная».

Чем распространенное предложение отличается от осложненного

Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.

Предложение осложняется пятью осложнителями:

  1. Обращениями: «Саша, принеси мне воды».
  2. Однородными членами: «Прилетели вороны и голуби» (однородные подлежащие), «Ветер воет и рвется на волю» (сказуемые), «Я рисую карандашами и фломастерами» (дополнения), «Белые, красные и желтые ленты» (определения), «читаю и лежа, и сидя» (обстоятельства).
  3. Обособленные члены: «Вспоминая прошлое, я думаю о будущем» (обособленный деепричастный оборот), «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» (причастный оборот).
  4. Вводные слова: «Во-первых, я вам не начальник», «Кстати, а вы кто такой?».
  5. Вставными конструкциями: «Дорога (от замка до реки) вела через лес».

Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.

Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.

Чем распространенное предложение отличается от сложного

Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.

Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:

  1. Я читаю книгу – распространенное, потому что есть прямое дополнение «книгу».
  2. Мама отдыхает – нераспространенное, потому что в нем нет вообще никаких второстепенных членов. Мы видим в нем только подлежащее «мама» и сказуемое «отдыхает».

Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.

Могут ли распространенные предложения быть неполными

Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:

Читайте также:  Кошка пропала после родов

– Как вам фильм?
– Очень классный!

Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.

Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.

Может ли распространенное предложение быть односоставным

Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.

Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.

В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?

Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.

Источник



Тест по русскому языку на тему «Распространённые и нераспространённые предложения»

«Распространённые и нераспространённые предложения»

Подчеркни главные члены предложения:

По дороге быстро бежит маленький котёнок. Старая волчица долго выла в чаще леса. На кухне мама варит вкусный борщ. Света долго думала над задачей.

Отметь нераспространённые предложения:

1. Кошка кормит котёнка.

2. Мышка пищит в норке.

4. Лисица охотится.

5. На окне лежит шарф.

3. Отметь распространённые предложения:

1. Маленький зайчик спешит к маме.

2. Папа чинит машину.

3. Цветок расцвёл.

4. Игорь пишет письмо другу.

Составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения:

В, рыжий, живёт, лесу, бельчонок. ____________________________________________

Норке, тихо, мышка, пищит, в. _______________________________________________

Быстро, задачу, Коля, решил. ________________________________________________

Нераспространённые предложения переделайте в распространённые:

Цветок расцвёл. ___________________________________________________________

Мама спит. _______________________________________________________________

Валя рисует. ______________________________________________________________

Номер материала: ДБ-613705

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Кошка кормит котенка это распространенное или нераспространенное предложение

Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения.

Скачать:

Вложение Размер
kartochki_glavnye_chleny_predlozheniya._rasprstranyonnye_i_nerasprostranyonnye_predlozheniya.docx 12.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подчеркни главные члены предложения:

В лесу живёт рыжий бельчонок. Зайка очень испугался сильного грома. В нашем доме ночью бегают мышки. Коля быстро решил задачу.

Выберите и запишите нераспространённые предложения:

1. Кошка кормит котёнка. 2. Мышка пищит в норке. 3. Книга лежит. 4. Лисица охотится. 5. На окне лежит шарф. 6. Ольга пишет.

Подчеркни главные члены предложения:

По дороге быстро бежит маленький котёнок. Старая волчица долго выла в чаще леса. На кухне мама варит вкусный борщ. Света долго думала над задачей.

Выберите и запишите нераспространённые предложения:

1. Маленький зайчик спешит к маме. 2. Папа чинит машину. 3. Цветок расцвёл. 4. Игорь пишет письмо другу. 5. Мама спит. 6. Валя рисует.

Составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения:

1. В, рыжий, живёт, лесу, бельчонок. 2. Норке, тихо, мышка, пищит, в. 3. Быстро, задачу, Коля, решил. 4. Над, думала, Света, долго, задачей.

Нераспространённые предложения переделайте в распространённые:

1. Цветок расцвёл. 2. Мама спит. 3. Валя рисует.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо.

Презентация к уроку русского языка для 2 класса.

Урок откырытия новых знаний . Цель: формировать представление о распространённых и нераспространённых предложениях, развивать умение различать эти предложения, находить в них грамматическую основу.

Презентация к уроку русского языка 2 класс по программе «Школа России» по теме «Распространённые и нераспространённые предложения».

Тема урока:Распространённые и нераспространённые предложенияЦЕЛИ УРОКА: формировать представление о распространённых и нераспространённых предложениях, развивать умение различать эти предложения, нахо.

Цель урока: различать предложения по наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые предложения; распространять грамматическую основу предложения второстепенными членами.

Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры

Нераспространенное предложение — это предложение, где нет второстепенных членов, а есть лишь подлежащее и сказуемое. Например: Солнце взошло. Подлежащее — солнце, сказуемое — взошло. Есть только действие и тот, кто действует.

При этом в нераспространенном предложении могут быть частицы и предлоги — ведь они членами предложения не являются. Например: Енисей всё шумел и шумел (Виктор Астафьев). Это тоже нераспространенное предложение.

Нераспространенные предложения. Примеры

Стало дождливо и пасмурно.

Соседи были рады.

Посетитель оказался нетерпелив.

В нераспространенном предложении может быть только подлежащее или только сказуемое.
Красота!
Зима.
Люблю гулять.
Смотри!

А может быть сразу несколько подлежащих и несколько сказуемых.
Машина развернулась и заглохла.
Вася и Петя гуляли, разговаривали, смеялись.
Расцветали яблони и груши.
Жили-были дед да баба.
Швед, русский — колет, рубит, режет (А.С. Пушкин).

Распространенное предложение — это предложение, где помимо подлежащего и сказуемого есть другие, второстепенные члены. Например, определение (Взошло долгожданное солнце), обстоятельство (Солнце взошло внезапно), дополнение (Солнце взошло над городом).

Не стоит путать определение с составным именным сказуемым. Например: Солнце было ярким и горячим. В данном случае подлежащее — солнце, а сказуемое — было ярким и горячим. Следовательно, перед нами нераспространенное предложение.

Распространенные предложения. Примеры

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (А.С. Пушкин)
Зимняя, ясная ночь наступила. (Н.В. Гоголь)

В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. (Л.Н. Толстой)

Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. (Ф.М. Достоевский)

Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. (А.П. Платонов)

Как составить нераспространенное предложение

Чтобы составить нераспространенное предложение, нужно взять подлежащее и добавить к нему сказуемое.

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием. Например: Мама вернулась. Мы гуляли. Подошел толстый.

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?

Сказуемое может быть простым глагольным: Я родился в Москве.
Может быть составным глагольным: Мой друг бросил читать книгу.
Также бывает составное именное сказуемое: он оказался студентом.

Итак, нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого:

Птицы поют.
Кто/что? Птицы. Что делают? Поют.

Звенит ручей.
Кто/что? Ручей. Что делает? Звенит.

Кто/что? Он. Каков он? Был немолод.

Как распространить нераспространенное предложение

Чтобы распространить предложение, нужно добавить в него второстепенные члены. Второстепенные члены предложения — это определение, дополнение и обстоятельство.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Обстоятельство обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?

Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?

Таким образом, распространить предложение можно, добавив определение, обстоятельство или дополнение.

Распространите нераспространенное предложение. Разбор задания

Нераспространенное предложение: Птицы поют.
Распространенное предложение: Птицы весело поют в лесу.
Поют как? Весело. Поют где? В лесу.

Нераспространенное предложение: Звенит ручей.
Распространенное предложение: Под окном звенит весенний ручей.
Звенит где? Под окном. Ручей какой? Весенний.

Источник

Карточки по теме «Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения»
тренажёр по русскому языку (2 класс) по теме

Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения.

Скачать:

Вложение Размер
kartochki_glavnye_chleny_predlozheniya._rasprstranyonnye_i_nerasprostranyonnye_predlozheniya.docx 12.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подчеркни главные члены предложения:

В лесу живёт рыжий бельчонок. Зайка очень испугался сильного грома. В нашем доме ночью бегают мышки. Коля быстро решил задачу.

Выберите и запишите нераспространённые предложения:

1. Кошка кормит котёнка. 2. Мышка пищит в норке. 3. Книга лежит. 4. Лисица охотится. 5. На окне лежит шарф. 6. Ольга пишет.

Подчеркни главные члены предложения:

По дороге быстро бежит маленький котёнок. Старая волчица долго выла в чаще леса. На кухне мама варит вкусный борщ. Света долго думала над задачей.

Выберите и запишите нераспространённые предложения:

1. Маленький зайчик спешит к маме. 2. Папа чинит машину. 3. Цветок расцвёл. 4. Игорь пишет письмо другу. 5. Мама спит. 6. Валя рисует.

Составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения:

1. В, рыжий, живёт, лесу, бельчонок. 2. Норке, тихо, мышка, пищит, в. 3. Быстро, задачу, Коля, решил. 4. Над, думала, Света, долго, задачей.

Нераспространённые предложения переделайте в распространённые:

1. Цветок расцвёл. 2. Мама спит. 3. Валя рисует.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо.

Презентация к уроку русского языка для 2 класса.

Урок откырытия новых знаний . Цель: формировать представление о распространённых и нераспространённых предложениях, развивать умение различать эти предложения, находить в них грамматическую основу.

Презентация к уроку русского языка 2 класс по программе «Школа России» по теме «Распространённые и нераспространённые предложения».

Тема урока:Распространённые и нераспространённые предложенияЦЕЛИ УРОКА: формировать представление о распространённых и нераспространённых предложениях, развивать умение различать эти предложения, нахо.

Цель урока: различать предложения по наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые предложения; распространять грамматическую основу предложения второстепенными членами.

Источник