Меню

Дама с черным котом

Вернисаж по пятницам. Женщина с черной кошкой

На календаре пятница 12 января, вроде бы к чему заводить разговор про черных кошек? Но с утра моя лента полна котов и кошек всех окрасов. Вероятно, и мне впору отодвинуть в сторону мои заветные груши и отдать дань живописи, посвященной черным котам. Потому что в нашем доме тоже поселился черный кот. Из-за этого появления, между прочим, я пока опасаюсь выставлять свою хрупкую грушевую коллекцию.
Смотрю на некоторые картины и вижу на них точную копию нашего Бублика. Бублик несколько дней просидел в одиночной камере кабинете мужа, и теперь у него бешеное желание общаться. Он ходит за нами хвостом, пишет вместе с мужем аналитические записки, читает со мной роман Элены Ферранте — в общем, он в центре событий. Но со мной он проводит гораздо больше времени, поэтому на картинах сегодня будут именно женщины с черными кошками. Картин, посвященных этой теме, несметное множество, но я выбрала 14. И не спрашивайте меня почему именно эти!

2. Philippe Mercier, A Girl Holding a Cat c.1750

3. Charles Sillem Lidderdale. The Pet Kitten.

4. Gwen John. ‘Young Woman Holding a Black Cat’ c.1920-5

5. Peggy Bacon

6. Geza Faragy — Slim Woman with a Cat

7. Pablo Picasso: Portrait of Suzanne Bloch. And her cat. (1904)

8. Анри Матисс. Девушка с черным котом

10. Aurlia Corinne Reignier. Woman with black cat.

11. Lisa Nelson. «Woman, Black Cats and Wine»

12. Джованни Болдини. Девочка с черным котом на руках

13. Альфонсо Рокки. Девочка и кот

Источник

Черный кот – исчадие ада или жертва наветов: отделяем факты от вымыслов

Человечество отличает тяга к суевериям. Животные в наших иррациональных заблуждениях занимают далеко не последнюю роль, превращаясь из обычных божьих тварей в предвестников опасности и неудачи или, наоборот, в счастливое предзнаменование.

Под ударом наших предрассудков оказывались многие представители животного мира. Однако, кажется, ни одному из животных не доставалось столько внимания в качестве объекта иррационального предубеждения, сколько достается черному коту.

Конечно, мы недолюбливаем насекомых, впадаем в ступор от змей и ящериц, обвиняем в различных грехах волков. Однако черный кот – создание, которое пострадало более всего от суеверий самых различных народов мира.

Черные коты на протяжении многих веков остаются предвестниками несчастья. С этими животными связано множество суеверий и небылиц. Попробуем разобраться в наиболее популярных из них, чтобы отделить правду от мифов.

Черные коты и кошки

Черные коты приносят неудачу

Взгляните на своего черного кота – уж не является ли он настоящим исчадием ада? Конечно, вполне возможно, что каждый раз, когда ваш питомец игнорирует кошачий туалет, вас на время посещают подобные мысли…

Однако Папа Григорий IX в 1233-ем году вовсе не поэтому был уверен в том, что черные коты – это воплощение зла. Он во всеуслышание объявил об этом своей пастве. После этого жизнь черных котов уже никогда не стала такой, какой она была прежде…

К черным котам стали относиться с предубеждением, приписывая им различные страшные качества. По сути, люди стали относиться к ним точно так же, как в Средневековье относились к женщинам, которых подозревали в колдовстве.

Это суеверие оказалось невероятно живучим. Данные современной статистики неумолимы: из кошачьих приютов гораздо быстрее забирают котов других «мастей», нежели чем черных котов. Последние задерживаются там в среднем на неделю дольше.

Итак, каковы же причины того, что встречу с черным котом стали считать приносящим неудачу знаком? На самом деле, возможные корни этого стоит искать, как бы парадоксально это ни звучало, в другом поверье, согласно которому черных котов считали как раз символом удачи.

Как известно, древние греки (так же, как и древние египтяне и кельты) использовали образы котов (включая черных) для изображения богов и богинь. Со времен Гекаты, греческой богини колдовства, до египетской богини Бастет, котов и кошек рассматривали этаким символов трансформации.

Помимо прочего, этот символ являлся отображением тайны, женственности и изменения формы. В общем, коты являлись священным символом божественности. И если кот переходил кому-то дорогу или просто попадался на пути, это однозначно считалось предзнаменованием удачи.

Однако в свое время это старинное верование не пришлось по вкусу философии католической церкви. По общей договоренности представители церкви стали отрицать все, что могло иметь отношение к язычеству. Черные коты, как и многие другие атрибуты языческой религии, официальным церковным документом были назначены воплощениями дьявола.

Существует интересное мнение, согласно которому, если бы не влияние религии, черных котов считали бы самими популярными домашними кошачьими среди котов других цветов. Вместо этого черные коты до сих пор остаются наименее желанными домашними питомцами.

Черные коты – это мистический символ

Черный кот – это уже своего рода символ, связанный со многими символическими знаками. Достаточно легко понять, почему так произошло, если попытаться разобраться в значении каждого. Для этого стоит лишь обратить внимание на тот факт, как давно в истории человека черные коты соседствуют с нами.

Коты и кошки изначально считались мистическими животными с очень сильной интуицией. Во многом так сложилось благодаря их умению держаться обособленно, быть себе на уме, демонстрировать независимое и необъяснимое порой поведение.

Черные же коты в особенности стали символическими животными из-за своих особых характеристик. Ведь не секрет, что темное и таинственное (тот же черный цвет, цвет ночи) не только вызывал особый интерес у людей, но и изрядно пугал с самого начала человеческой эволюции.

Ночь считалась временем, когда человек был наименее защищен. Именно в ночи появлялись существа, которых нельзя было разглядеть во тьме. В то же время, все пугающее необъяснимым образом притягивало к себе наше внимание.

Черные коты, будучи ночными животными, легко смешивались с сумраком, теряясь во тьме. В итоге они стали своеобразным символом темноты и непознанных аспектов нашей жизни. При этом рационального объяснения, все же, этому не найти – все на уровне подсознания.

Кот черного цвета

Черные коты – это отдельный вид?

Еще один пример кошачьих черного цвета, о котором также существует немало историй, это черные пантеры. На самом деле, это название применимо к любой большой кошке с черным цветом шерсти.

Таких примеров немало – существуют черные леопарды и черные ягуары; кроме них можно встретить черного горного льва и оцелота (впрочем, данных про этих животных с таким окрасом собрано не так много).

На самом деле, не существует такого вида, как черная пантера – по сути, это генетический феномен, который встречается у тех же леопардов и ягуаров. Само же слово «пантера» относят к крупным кошачьим. В науке же явление, когда шерсть кошачьего темнее, чем обычно, называют меланизмом.

Меланизм является следствием нормальной генетической мутации, которая может быть доминантной или рецессивной. У ягуаров обычно явление меланизма возникает при наличии доминантного мутантного гена. Это означает, что у детеныша ягуара должен быть по крайней мере один родитель с меланизмом, чтобы он родился черным.

У леопарда мутация носит рецессивный характер. Это означает, что черный леопард может появиться на свет случайно, даже от «цветных» родителей. Однако в этом случае один или два леопарда-родителя являются носителями гена, вызывающего меланизм. Тогда шансы, что этот ген «сработает» у их потомства, значительно повышаются.

Интересный факт – обычные наши домашние коты не приобретают черный цвет по этой же самой причине. Кожа кота содержит частично такие клетки, как меланоциты, которые ответственны за тот или иной окрас животного в зависимости от типа белка.

Читайте также:  Воображаю себя какого погладить кота

В большинстве своем меланоциты клеток кожи котов поглощают белок под названием агути, который придает шерсти песочную окраску. Однако когда происходит нарушение выработки этого белка, это приводит к окрашиванию кожи и шерсти в черный цвет.

Именно по этой же причине мы видим в природе пятнистых и полосатых котов. Что касается черных котов, то у них эта картина является более ярко выраженной – теряется определенная часть последовательности генов кошачьих.

Таким образом, организм черных котов вырабатывает агути-подобные белки в таких малых количествах, что меланоциты просто не реагируют на них. Как следствие, на свет появляется полностью черный кот, который, конечно, не является отдельным видом.

Душа черного кота – это джин

Представители некоторых восточных и африканских культур искренне верили, что существуют души, известные как «джины», которые обладают способностью поселяться в физических существах и различных предметах.

Одними из наиболее популярных созданий, которых облюбовали эти самые джины, являются коты. Особенно черные коты. И именно представители этих культур считали, что у кошек семь жизней (у нас обычно говорят, что у кошек девять жизней).

В древней Персии также существовали подобные же верования относительно черных котов. Персы считали, что черный кот – это физическое проявление неземной высшей части сознания самого себя. Таким образом, нанести вред встретившемуся коту было все равно что нанести вред самому себе.

Во времена средневековья Британия была наводнена ведьмами – по крайней мере, там думали многие тогда. В реальности, конечно, Британия была наводнена предрассудками и людьми, которые безнадежно погрязли в этих предрассудках.

Было невозможно представить в те года, чтобы кто-то держал у себя дома черного кота или кошку. Людей заставили поверить, что эти милые пушистые животные являлись воплощением демонической формы жизни в этом мире, которая давала ведьмам свою силу.

И если у кого-то дома видели черного кота, это был однозначный признак того, что хозяева поддерживают связь с нечистой силой для того, чтобы манипулировать всеми вокруг себя.

Под подозрением оказывались не только те люди, которые держали у себя черного кота, но и те, которые в принципе владели каким-либо животным. Домашних питомцев тогда считали так называемыми домашними духами. Считалось, что ведьмы продавали свою душу взамен той силы, которую домашние духи предоставляли им.

И, тем не менее, многие осмеливались держать животных. Правда же заключалась в том, что многие старые и мудрые люди разбирались в том, что сейчас называется траволечением и содержанием домашнего скота. А котов держали потому, что, возможно, чувствовали себя одиноко.

Запуганные до ужаса люди готовы были обвинить кого угодно в связях с нечистой силой, чтобы оправдать свои страдания, болезни, повальные убийства, большое число психически нездоровых людей на улицах.

И если они кого-то не понимали (не понимали мотивов или поступков других людей), то виновниками этих несчастий считались абсолютно невинные люди. Например, те, кто осмеливался держать дома черного кота.

По иронии судьбы, начавшееся истребление популяции черных котов, по мнению некоторых историков, вполне могло послужить причиной еще более быстрого распространения чумы. Ведь, как известно, источником этой страшной болезни были крысы, которые сильно размножились в отсутствие котов и кошек.

Черные кошачьи

Черные коты делают морское плавание более безопасным

Нет никаких сомнений, что моряки – это та категория работяг, которые больше других в свое время погрязли в суевериях. Уж они-то точно не пропускали мимо ушей ни одну из историй и легенд, которые были связаны с черными котами.

Согласно одному из поверий, было совершенно необходимо взять на борт черного кота, так как это должно было отвадить от морского судна шторма и прочие опасности, которые сопровождали почти любое морское путешествие.

И если кто-то по глупости или по недоразумению допускал, чтобы кот оказывался за бортом, такого человека наказывали самым суровым способом. Считалось, что, если не удалось уберечь черного кота в период плавания, это грозило ужасающими несчастьями для корабля и команды.

Однако известно и о другом мнении, которое бытовало среди пиратов того времени. Морские разбойники были уверены, что черный кот – это очень дурное предзнаменование. При этом речь не идет о его присутствии на судне.

Однако плохим знамением увидеть черного кота считалось только в том случае, если животное двигалось по направлению к пиратам или если оно начало движение по направлению к судну, а затем вдруг развернулось и пошло обратно.

Тогда такой корабль тут же объявлялся несчастливым. Ему предрекалось скорое крушение по той простой причине, что так предсказал кот, которому известное лучше и больше! С другой стороны, если черный кот уходил от пирата прочь, тогда все было прекрасно. Такой пират решал, что ему будет сопутствовать удача.

Один белый волос в черной шерсти – к удаче

Многие из нас (особенно представительницы женского пола) не особо обрадуются, если случайно обнаружат в своей шевелюре белый волос. А вот во Франции найти белый волос – это к удаче. По крайней мере, если этот белый волос был найден в шерсти черного кота.

Иными словами, если вы, «прошерстив» дотошно шерсть вашего черного питомца, вдруг обнаружите один единственный волосок белого цвета, то, согласно французскому суеверию, вам вскоре сильно повезет.

Черные коты – это символ счастливого брака

В самом центре Англии существует интересная традиция, когда молодоженам в день бракосочетания дарят упитанного черного кота. Считается, что этот символический жест обеспечит брачующимся долгую и счастливую семейную жизнь.

Однако и это еще не все! Существует поверье, что, если черный кот чихнет, находясь рядом с невестой или у нее на руках, то тогда эта женщина или девушка обязательно будет очень счастлива. Это не означает, что надо ходить вокруг невесты с котом, заставляя его чихнуть – кот должен сделать это естественным путем!

Черные коты могут помочь найти клад

Так уж сложилось, что наибольшее число замысловатых легенд, связанных с черными котами, пришли к нам из Франции. Согласно одному из наиболее любопытных поверий, черные коты могут помочь найти сокровища. Однако речь не идет об обычной случайности – это настоящий ритуал.

Для проведения этого ритуала необходимо, понятное дело, раздобыть черного кота. Затем необходимо добраться до места, где пересекается не менее пяти дорог. В этой точке кота надо выпустить, дав ему возможность свободно идти туда, куда он хочет. В общем, если вы, оказавшись во Франции, увидите, как кто-то идет за черным котом, возможно, этот человек ищет клад.

Черный кот – это барометр и сейсмограф

Несмотря на тот факт, что этим достоинством могут похвастаться все коты, многие считают, что у черных котов способность предсказывать погоду развита больше. И эта уверенность имеет под собой определенные основания.

Как известно, кошачьи усы являются настолько чувствительными, что могут фиксировать малейшие изменения в атмосферном давлении. Низкое давление является предвестником дождей и штормов, поэтому изменения в давлении проявляются в странном поведении кошачьих.

На самом деле, коты и кошки так реагируют на специфические ощущения, которые они буквально чувствуют зоной своих усов. И именно поэтому коты являлись желанными животными на морских суднах, так как они могли совершенно точно дать понять команде о приближающемся шторме.

Читайте также:  Фанфик коты воители мама

Еще одна способность котов и кошек, связанная с реакцией на приближающиеся катаклизмы – это способность реагировать на землетрясения и извержения вулканов незадолго до начала данных явлений.

Согласно одной из теорий, кошачьи имеют возможность улавливать микросотрясения почвы до того, как начнется настоящий разгул стихии. А беспокойство у котов и кошек (особенно черных) этот факт вызывает потому, что они на уровне инстинктов понимают разрушающую природу подобных сигналов.

Источник



Дом с черными котами

«Дом с черными котами»: все серии, описание, актеры

Год: 2018
Страна: Россия
Жанр: детектив, мелодрама, триллер
На ТВ: ТВЦ
Рейтинг: КиноПоиск: 5.9
Режиссер: Игорь Нурисламов
Актеры: Татьяна Чердынцева, Владимир Жеребцов, Андрей Аверков, Олег Леваков, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Елена Мартыненко, Михаил Батуев, Вероника Норина, Владимир Петров

Телеканал «ТВ Центр» представляет вашему вниманию четырехсерийный детективный триллер под названием «Дом с черными котами».

Главной героиней сериала является девушка по имени Тоня, которая занимается укладыванием текста на одной из студий дубляжа. Во время работы над одним из фильмов, в котором использовались кадры документальной хроники, она видит странного человека, одетого в средневековый костюм, который что-то пытается кричать в камеру. Картинка идет без звука, потому девушка не понимает, что он пытается сообщить. Она обращается к своему знакомому, который знает латышский язык. Тот говорит, что мужчина просит о помощи и считает, что ему грозит что-то страшное.

Тоня просит, чтобы ее подруга-журналистка, живущая в Риге попыталась найти оператора, который снимал эти кадры. Выясняется, что он умер, и тут внезапно пропадает сама журналистка. Тоня понимает, что дело не чисто, выезжает в столицу Латвии, чтобы провести собственное расследование.

Источник

Екатерина Белецкая — Девушка с черным котом

Описание книги «Девушка с черным котом»

Описание и краткое содержание «Девушка с черным котом» читать бесплатно онлайн.

Проект «ФРАКТАЛ» – это новое видение мира; это фантастика иной реальности, в которой сплетаются вроде бы давно известные всем истины, и ни на что не похожее восприятие вселенной. О чем эта книга? Иногда бывает так, что исчезает даже память, которая и есть человеческое «я», а от прошлого остаются лишь тени. Но даже тогда есть силы, способные построить мост, идущий вне расстояний и измерений, силы, дарующие надежду и свет. Так что добро пожаловать в Мир Берега, мир для тех, кто умер не насовсем.

Девушка с черным котом

Посвящается мостам и котам.

Потому что раньше им никто

ничего не посвящал.

Иллюстратор Екатерина Белецкая

© Екатерина Белецкая, 2017

© Екатерина Белецкая, иллюстрации, 2017

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

– То есть… подожди, ты помнишь все, что с тобой было? С самого начала? – Ит, нахмурившись, посмотрел на Эри. – Никакой темноты, тоннелей, полета, ничего?

– Не поняла, – пожала плечами Эри. – Ну да, сразу. Только что я лежала в комнате, на кровати, и окно было открыто, и ужасно дуло из него, и мне было холодно. И ты сидел рядом, и рыжий. И этот холод. А еще мне было страшно.

– И что потом? – с интересом спросил Скрипач.

– А потом я вдруг поняла, что стою на дороге, надо мною светит солнце, и вокруг тепло.

Саб, сидевший чуть поодаль, и молча слушавший, недоверчиво хмыкнул. Рыжий с укором посмотрел на него, Саб едва заметно дернул плечом – он не верил.

– И мне это совсем не показалось странным, – продолжила Эри. – Странным было другое.

– Что именно? – Ит вдруг почувствовал, что вот сейчас они, кажется, подходят к тому, что его интересовало. И не ошибся.

– То, что я не знала, кто я такая. Только я не сразу это поняла. Представляете – я существую, но что я такое или кто – не знаю…

Часть 1. Мир Берега

1. Берег, имя, дом

Дорога, разрезающая собой склон, оказалась неширокая и весьма старая. Она тянулась мимо скал, тут и там поросших можжевельником и низкими соснами, и местами была весьма основательно засыпана побуревшими старыми иголками. В трещинах асфальта виднелись нетронутые травяные кустики – видимо, по дороге если кто и ездил, то исчезающе редко.

Она подняла голову – летнее, чистое небо, жаркое солнце; если посмотреть левее, видно горы, сейчас окутанные прозрачной дымкой. А запах… какой же тут приятный и сложный запах. Разогретый камень, хвоя, тонкая цветочная нотка, лаванда, горький отзвук можжевельника, и, кажется, йод и соль.

Еще несколько минут она стояла на дороге, оглядываясь. Она не думала в этот момент, что ей для чего-то может, например, понадобиться куда-то пойти. Куда? Зачем? Хорошо стоять тут, в полутени, под сосной, и просто смотреть вокруг. Действительно, хорошо. Чудесная тишина и полное спокойствие. Под сосной обнаружилась низенькая каменная лавочка, которую она сперва не заметила – и она присела на эту лавочку, и еще какое-то время сидела, но затем снова встала, ощутив, что сидеть ей незачем. Или же ей надоела полупрозрачная сосновая тень? Впрочем, это не имело никакого значения.

Она и сама не заметила, как пошла – под ногами легких белых парусиновых туфель сначала тянулся асфальт, а потом она приметила слева широкую тропу, практически дорогу, ведущую куда-то вниз. Свернуть? Можно и свернуть, вот только тропа, оказывается, крутая, а мелкие камешки так и норовят вывернуться из-под тоненькой подошвы, и как бы не упасть, и не ободрать нечаянно голые коленки…

– Сударыня, вы позволите помочь? – чья-то рука аккуратно поддержала ее под локоть. – Это не самый удачный спуск, там, подальше, есть много лучше.

– А что там есть? – ей вдруг стало интересно.

– Лестница, – объяснил голос. – Правда, она старая, зато с перилами. Споткнуться там значительно сложнее.

Она, наконец, повернулась, и посмотрела на того, кто столь своевременно подоспел ей на помощь.

Этот мужчина (надо же, откуда-то пришли одновременно понятие «мужчина» и знание, кто же это такой) оказался высок ростом, темноволос, сероглаз. Возраст его она определила для себя как «средний», хотя и сама себе в тот момент не смогла бы объяснить, что это такое – средний возраст. Наверное, нечто промежуточное между молодостью и старостью.

Одет мужчина был, не смотря на жару, в немного странную одежду – черные брюки, черные ботинки, черная рубашка с наглухо застегнутым воротом и длинными рукавами. А вот подворотничок у рубашки был кипенно-белым, и напоминал неширокий ошейник. Непривычная одежда. Но знакомая. А еще ей показалось необычным то, что на одежде этой не было ни единого, даже самого маленького пыльного пятнышка – странно вдвойне, ведь тропа, на которой они сейчас стояли, была вся в мелкой, белой, меловой пыли. На ее парусиновых туфлях пыль уже стала заметна. Не очень красиво – серые полоски на прежде белой ткани. А он… он слово ниоткуда возник на этой тропинке, и пыль не успела коснуться его.

– Вас что-то заинтересовало? – мужчина улыбнулся.

– Пыли нет, – ответила она чистую правду. – У вас черная одежда, а пыли нет. Почему?

– Действительно, почему… – мужчина задумался. – Можно предположить, что я ее отряхнул.

– Да? И когда же? – с интересом спросила она.

– Когда увидел вас на этой тропинке. Хотел предстать перед юной леди в незапятнанном виде, – невозмутимо пояснил мужчина.

Читайте также:  У кота очки с радугой

– Юной леди? – она растерялась. – Но я не юная леди… кажется.

– Кажется? – переспросил он. – Так сколько же вам лет в таком случае, сударыня?

Этот вопрос поставил ее в тупик.

– Я… я не знаю, – растерянно произнесла она. Посмотрела на свои руки – тонкая, гладкая кожа, не тронутая загаром; ни единой морщинки, ногти ровные, короткие, венки не видны. Кажется, раньше ее руки были другими; точно, она помнила, что они другие, и на тебе, пожалуйста.

– Красивые руки, – вдруг похвалил мужчина. – Они вам очень идут, поверьте.

– Да? – она смутилась.

– Да, – подтвердил он. – Весьма мило выглядят. Однако мы слишком сильно задержались здесь. Вы ведь позволите мне проводить вас?

– А куда проводить? – вопрос возник словно бы сам собой. – Куда мы идем?

– Вниз, – пояснил мужчина. – Там, внизу, город. И если я правильно понимаю, вы там живете.

– В некотором смысле и я тоже, – уклонился от ответа мужчина. – Но вы – точно. Уж поверьте, это я знаю.

– И где же я там живу? – она нахмурилась.

– О, я думаю, мы вместе быстро найдем, где именно, – заверил мужчина. – Пойдемте, сударыня, нам не стоит задерживаться здесь надолго.

– Почему? – ей вдруг стало интересно.

– Потому что сейчас слишком жарко, – объяснил мужчина невозмутимо, но она сразу догадалась, что он лжет. – И потому что…

– А если я захочу подняться обратно, на дорогу? – вдруг спросила она.

– Подняться? – переспросил он. Она кивнула. – Вряд ли это возможно. Обернитесь.

Она обернулась и вскрикнула – там, где еще несколько минут назад была тропа, сейчас стояли высокие, в человеческий рост, кусты, усыпанные острыми колючками.

– Терновник, – пояснил мужчина. – Он тут очень быстро растет.

– То есть пути назад нет? – она испугалась.

– Почему же. Путь есть всегда, просто путь обратно никогда не бывает похожим на путь туда, – туманно объяснил мужчина. – Идемте, сударыня. Солнце уже перешло полдень, и я бы хотел, чтобы вы успели к обеду.

Тропа, спустившись ниже, стала более пологой и гладкой; колючий терновник тут не рос, а рос можжевельник, и всё те же сосны. Страх ее, появившийся раньше, уже полностью пропал, тем более, что идти с каждой минутой становилось все удобнее и легче – оказывается, тропа постепенно превращалась в дорогу, не асфальтовую, а старинную, покрытую каменными ровными плитами. Вскоре она заметила, что они, оказывается, уже вошли в город – по сторонам дороги вместо можжевельника и сосен показались невысокие заборы, по большей части каменные, за которым стояли уже совсем другие деревья – каштаны, кипарисы, грецкие орехи, инжир. Она присмотрелась, и обнаружила, что в заборах, оказывается, имеются калитки, вот только выглядят они необычно – каждая калитка была, как… как чье-то представление о самой надежной калитке. Некоторые имели по десятку с лишним массивных замков, некоторые щетинились приваренными к ним острыми пиками, некоторые оказались и вовсе бронированными, а некоторые со всех сторон были закрыты решетками, опутанными колючей проволокой. Зрелище, мягко говоря, нелепое, особенно с учетом того, что заборы вокруг стояли совсем невысокие, а точнее – низкие. По пояс максимум.

– Почему такие калитки? – спросила она, замедляя шаг.

– Калитки? – переспросил мужчина. – Каждый защищается, как может.

– От кого? Или от чего?

– От своей собственной реальности, – мужчина улыбнулся. – Не берите в голову, сударыня. Это всё ерунда, которая недостойна внимания очаровательной юной леди.

– А если леди интересно?

– А если интересно, то леди обязательно получит ответ на свой вопрос, – заверил мужчина. – Но не сейчас. Пойдемте, солнце уже переходит полдень.

Источник

Девушка с котом, чей портрет наводил ужас на светский Париж: несколько историй о Маргарите Матисс, дочери художника

У Матисса было не только великолепное чувство цвета, но и отличное чувство юмора. «Если б женщина с моей картины встретилась мне на улице, я бы испугался и удрал от неё» , — говорил он. И тут же уточнял: «Но я создаю не женщин, а картины!»

А ещё Матисс считал, что картины нужны для того, чтобы радовать и успокаивать. И жизнерадостных полотен у него предостаточно.

Но в 1908-1910 годах Анри Матисс создал необычную серию женских портретов: их одобрили бы феминистки, но современников эти портреты пугали. Женщины на них были сильные, смелые, не жеманничали, а смотрели зрителю прямо в глаза. А из-за того, что художник использовал на картинах чёрные контуры, выглядели зловеще.

Самой жуткой картиной этого цикла оказался портрет дочери художника — 15-летней Маргариты Матисс.

В «пересказе» он даже мил: девушка гладит котика, она в нарядной белой блузке, на щеках у неё здоровый румянец. У картины приятный пёстрый фон: бирюзовый, розовый плюс жёлтый контур кресла. «Девушку с кошкой» у Матисса купила Сара Стайн (она была золовкой Гертруды Стайн — женой её старшего брата Майкла Стайна): гости, которые видели картину у неё дома, натурально приходили в ужас. Публика была не готова ни к такой манере художника, ни к тому, что женщины на портретах могут выглядеть независимым настолько, что кажутся агрессивными.

Маргарита Матисс (1894—1982) – единственная дочка художника. И одна из его самых любимых моделей. Художник всю жизнь экспериментировал со стилями — и на портретах дочери это тоже отразилось. Далеко не все они пугают. Вот, например, тот самый жизнерадостный Матисс:

Маргарита – внебрачная дочь Матисса, которую родила его модель Каролина Жобло. Через 4 года после появления на свет Маргариты художник женится на другой женщине — Амели Парейр: Матисс заберёт дочку в свою семью и будет воспитывать её вместе с женой, которая родит ему ещё двух сыновей. Воспитывать и постоянно писать её портреты.

На многих портретах Маргарита изображена с бархаткой на шее: украшение прикрывает шрам от трахеотомии. В шестилетнем возрасте девочка заболела дифтерией, от которой едва не умерла. В критический момент, когда она совсем задыхалась, пришлось прибегнуть к травматичной процедуре.

Бархатку Маргарита надевала не только для позирования отцу — она носила её и в жизни:

Случай с дифтерией — не единственный, когда Марго Матисс чудом выжила. Во время Второй мировой войны её арестовали за участие в Сопротивлении. Она сумела сбежать из поезда, который вёз её в концлагерь. Отец думал, что Маргарита погибла. Когда она появилась на пороге его дома — схватился за бумагу и карандаш, чтобы набросать её портрет.

Маргарита помогала отцу, была не только его моделью и музой, но и менеджером: вела его дела, общалась с коллекционерами — словом, максимально старалась оградить его от забот, чтобы он мог быть полностью посвятить себя творчеству. А после его смерти она составляла каталог его работ. Их отношения несколько испортились после замужества Маргариты: она вышла замуж за искусствоведа Жоржа Дютюи, но отец не одобрил её выбор.

Маргарита и сама пробовала себя в живописи, но её работ осталось крайне мало. Она сама их уничтожила: не хотела, чтобы кто-нибудь по ошибке и злонамеренно выдавал её работы за работы её великого отца.

Источник