Страница 1 из 212»
Форум "Страны "Озарение" » Обучающие конкурсы » Конкурс короткого рассказа-1 » Герой рассказа - главный герой! (информация к размышлению))
Герой рассказа - главный герой!
МарЗ Дата: Понедельник, 13.06.2016, 18:30 | Сообщение # 1

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

Расска́з или нове́лла (итал. novella — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Рассказ — меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман[1]. Не следует путать русскую новеллу — короткий рассказ[2], отличающийся стилем изложения[3][4][5], с английским омонимом novella, который является синонимом современного понятия повесть[6]. Рассказ восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи.[источник не указан 377 дней] По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.
Такое определение дает наша любимая Википедия))) Действующих лиц в нем не много, но они должны нам запомниться... Каковы же архетипы героев???

Итак,с какими же архетипами мы сталкиваемся в литературе? Материал взят с сайта Елены Полярной, с разрешения автора.

Я познакомлю Вас с общепринятыми архетипами литературных героев, представленными в книге "Герои и героини», авторами Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс.
Мужские архетипы:

1) Архетип - Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из "Крестного отца" М. Пьюзо.

2)Арохетип - Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из "Унесенных ветром" М. Митчелл.

3) Архетип - Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в "Винни-Пухе" А. А. Милна.
4) Архетип - Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в "12 стульях" И. Ильфа и Е. Петрова.

5) Архетип - Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из "Это я, Эдичка" Э. Лимонова.

6) Архетип - Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.

7)Архетип - Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из "Казино Рояля" Яна Флеминга.
8) Архетип - Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из "Графа Монте-Кристо" А. Дюма.

Женские архетипы

1)Архетип - Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из "Петра I" А. Толстого.

2)Архетип - Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.

3) Архетип - Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из "Войны и мира" Л. Толстого.

4)Архетип - Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из "Алисы в Стране чудес" Л. Кэрролла.
5) Архетип - Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.

6) Архетип - Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.
7)Архетип - Крестоносец— борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа "Завтра была война" Б. Васильева.
8)Архетип - Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа Мать М. Горького.
И так посмотрите, какое у Вас разнообразие выбора архетипов, есть где разгуляться фантазии. Тем более, как я уже отмечала в начале статьи, архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из "Ночи перед Рождеством" Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.

Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.

Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.
ссылка на сайт - http://litgostinaya.ru/rubrika....-geroya
МарЗ Дата: Вторник, 28.06.2016, 23:58 | Сообщение # 2

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

Переношу сюда из СП - я там обозначала задание, в теме обучающих конкурсов, а сюда не перенесла...

Итак, вот и первое задание конкурса: В рассказе должны быть четко прописаны 3 архетипа. Меняю условие - хотя бы ДВА... И помните - шаблонный персонаж нам не подходит, это должен быть живые, реальные люди! Это основное условие, а вот и дополнительные: будет оцениваться построение сюжета и качество диалогов...

О диалоге:
Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?

1. Он должен быть абсолютно необходим, т.е. без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя.

Пример: разговор Скарлетт и Эшли в библиотеке (М. Митчелл «Унесенные ветром»)

2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. То же самое касается излюбленных жестов и поз. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.

— «Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? — смутно молвил гробовой мастер. — Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб — он одного лесу сколько требует...

— Чего? — спросил Ипполит Матвеевич.

— Да вот "Нимфа"... Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я — фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб — огурчик, отборный, любительский...

— И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»

При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.

3. Читатель должен ясно представлять себе, где и в какое время суток находятся герои. Вокруг них надо создать живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п. Но излишне увлекаться описаниями тоже не стоит. Используйте «ключи»: есть ряд образов, упоминание которых тут же настраивает читателя на определенный лад. Например, раскат грома — это тревога и знак перемен; пение птиц — безмятежность; свечи — уют, интимная обстановка (в некоторых случаях — одиночество) и т.п.
Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:

— Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.

Руки в соку, — подставляет блестящий локоть. Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:

— Кума...
— Что, кум?

— Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук и он сказал уму: прощай!

— Как это сердце ушло из рук?

— Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.

— И. Бунин «Кума»

4. Для более четкой визуализации действия показывайте читателю, что герой не только говорит, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п.

— Ай-яй-яй! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.

Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.

— Неужели мошенники? — тревожно спросил у гостя маг, — неужели среди москвичей есть мошенники?

В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.

— М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Если герой испытывает сильные эмоции, не рассказывайте, а показывайте это.

— Тебе никогда не стать космонавтом! — воскликнул злобно Иван.

То же самое можно написать следующим образом:

Лицо Ивана побагровело, кулаки сжались.

— Тебе никогда не стать космонавтом!

Чувствуется разница?

5. Тщательно следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»

6. Длина предложений в диалогах должна соотносится со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.

Источник: http://tvor4estvo.clan.su/forum/51-212-1
МарЗ Дата: Вторник, 28.06.2016, 23:59 | Сообщение # 3

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

О сюжете

Итак, что такое СЮЖЕТ

СЮЖЕТ - (франц. sujet, букв. - предмет), - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.

Обратите внимание на эти определения – последовательность и мотивировка. У Вас есть фабула – проще говоря – содержание. А вот в какой последовательности Вы это содержание преподнесете читателю, с какими мотивировками – это и будет Ваш сюжет.

Очень часто понятия сюжета и фабулы путают. Для того, чтобы понять разницу вспомните, что не все рассказы начинаются традиционно: с описания героя, его проблем… Иногда автор начинает историю со смерти героя, а потом описывает причины, приведшие героя к гибели…

Главное в развертывании сюжета – это последовательность. Вы постоянно должны помнить, что Ваш сюжет движется к определенной цели – доказательству идеи. И если, в предыдущих главах мы обозначили Идею – как путеводную звезду, то сюжет – это основная дорога, которая к ней приведет.
Источник - http://litgostinaya.ru/kak-napisat-knigu-kak-sozdat-syuzhet/
МарЗ Дата: Среда, 29.06.2016, 17:54 | Сообщение # 4

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

О героях и персонажах в литературном произведении (по материалам ПРОЗА РУ)

Литературный герой и персонаж. Образы и характеры
Энциклопедия К2
Конкурс Копирайта -К2
Слово «герой» («heros» - греч.) означает полубог или обожествленный человек.
У древних греков героями были либо полукровки (один из родителей бог, второй – человек), либо выдающиеся мужи, которые прославились своими деяниями, например, военными подвигами или путешествиями. Но, по любому, звание героя давало человеку массу преимуществ. Ему поклонялись, в честь него слагали стихи и прочие песни. Постепенно-постепенно понятие «герой» перекочевало в литературу, где и застряло до наших дней.
Теперь в нашем понимании героем может быть как «муж благородный», так и «негодный», если он действует в рамках художественного произведения.

С термином «герой» соседствует термин «персонаж», и часто эти термины воспринимаются как синонимы.
Персоной в Древнем Риме называли маску, которую актер надевал перед выступлением – трагическую или комическую.

Герой и персонаж – это далеко не одно то же.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ - это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения.

ПЕРСОНАЖ – это любое действующее лицо в произведении.

Слово «персонаж» характерно тем, что не несет в себе никаких дополнительных значений.
Взять, например, термин «действующее лицо». Сразу видно, что оно – должно действовать= совершать поступки, и тогда под это определение не подходит целая куча героев. Начиная от папы ПеппиДлинныйЧулок, мифического капитана дальнего плавания, и кончая народом в «Борисе Годунове», который, как всегда, «безмолвствует».
Эмоционально-оценочная окраска термина «герой» подразумевает исключительно положительные качества=героизм\геройство. И тогда под это определение не попадет еще больше народу. Ну как, скажем, назвать героем Чичикова или Гобсека?
И вот литературоведы с филологами бьются – кого же называть «героем», а кого «персонажем»?
Кто победит, время покажет. А пока мы будем считать по-простому.

Герой – это важное для выражения идеи произведения действующее лицо. А персонажи – это все остальные.

Чуть попозже поговорим о системе персонажей в художественном произведении, там будет речь о главных (героях) и второстепенных (персонажах).

Cейчас отметим еще пару определений.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока.
Лирический герой — образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие.
Лирический герой - не автобиографический образ автора.
Нельзя говорить «лирический персонаж» - только «лирический герой».

ОБРАЗ ГЕРОЯ - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП - это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды в определенное время. В нем соединяются две стороны - индивидуальное (единичное) и общее.
Типическое - не означает усредненное. Тип концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей — социальной, национальной, возрастной и т.д. Например, тип тургеневской девушки или дамы бальзаковского возраста.

ПЕРСОНАЖ И ХАРАКТЕР

В современном литературоведении характер – это неповторимая индивидуальность персонажа, его внутренний облик, то есть то, что отличает его от других людей.

Характер состоит из многообразных черт и качеств, которые соединяются неслучайно. В каждом характере есть главная, доминирующая черта.

Характер может быть простым и сложным.
Простой характер отличается цельностью и статичностью. Герой либо положительный, либо отрицательный.
Простые характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основе противопоставления «плохой» - «хороший». Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Пример – Швабрин и Гринев в «Капитанской дочке»
Сложный характер - это постоянный поиск героя самого себя, духовная эволюция героя и пр.
Сложный характер очень трудно обозначить «положительным» или «отрицательным». В нем присутствует противоречивость и парадоксальность. Как в капитане Жеглове, который чуть было не упек бедного Груздева в тюрьму, но с легкостью отдал продуктовые карточки соседке Шарапова.

СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Литературный герой – персона сложная и многоплановая. Имеет два облика – внешний и внутренний.

На создание внешнего облика героя работают:

ПОРТРЕТ. Это лицо, фигура, отличительные особенности телосложения (например, горб у Квазимодо или уши у Каренина).

ОДЕЖДА, которая тоже может отражать определенные черты характера героя.

РЕЧЬ, особенности которой характеризуют героя не меньше, чем его внешность.

ВОЗРАСТ, который определяет потенциальную возможность тех или иных действий.

ПРОФЕССИЯ, которая показывает степень социализации героя, определяет его положение в обществе.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. Сведения о происхождении героя, его родителях\родственниках, стране и месте, где он живет, придает герою чувственно осязаемый реализм, историческую конкретность.

Внутренний облик героя складывается из:

МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ, которые наделяют героя ценностными ориентирами, дают смысл его существованию.

МЫСЛЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТЕЙ, которые намечают многообразную жизнь души героя.

ВЕРЫ (или отсутствие таковой), которая определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви.

ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ПОСТУПКОВ, которые обозначают результаты взаимодействия души и духа героя.
Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, то есть рефлексировать. Художественная рефлексия позволяет автору выявить личностную самооценку героя, охарактеризовать его отношение к самому себе.

РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЖА

Итак, персонаж – это вымышленное одушевленное лицо, обладающее определенным характером и уникальными внешними данными. Автор эти данные должен придумать и убедительно донести до читателя.
Если автор этого не делает, читатель воспринимает персонажа как картонного и не включается в его переживания.

Разработка персонажа - процесс достаточно трудоемкий и требует навыка.
Самый действенный способ – это выписать на отдельный лист бумаги все качества личности вашего персонажа, которые вы хотите предъявить читателю. Прямо по пунктам.
Первый пункт – внешность героя (толстый, худой, блондин, брюнет и т.п.). Второй пункт – возраст. Третий – образование и профессия.
Обязательно ответьте (прежде всего, себе самому) на вопросы:
- как персонаж относится к другим людям? (общителен\замкнут, чуток\черств, уважителен\груб)
- как персонаж относится к своему труду? (трудолюбив\ленив, склонен к творчеству\к рутине, ответственен\безответственен, инициативен\пассивен)
- как персонаж относится к самому себе? (имеет чувство собственного достоинства, самокритичен, горд, скромен, нагл, тщеславен, заносчив, обидчив, застенчив, эгоистичен)
- как персонаж относится к своим вещам? (аккуратен\неряшлив, бережен к вещам\небрежен)
Подбор вопросов не случаен. Ответы на них дадут ПОЛНОЕ представление о личности персонажа.
Ответы лучше записать и держать их перед глазами в течение всей работы над произведением.
Что это даст? Даже если в произведении вы не будете упоминать о ВСЕХ КАЧЕСТВАХ личности (для второстепенных и эпизодических персонажей это делать не рационально), то все равно, ПОЛНОЕ понимание автором своих героев передастся читателю и сделает их образы объемными.

В создании\раскрытии образов персонажей огромную роль играет ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.

Художественная деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой и эмоциональной нагрузкой.
Яркая деталь заменяет целые описательные фрагменты, отсекает лишние и заслоняющие суть дела подробности.
Выразительная, удачно найденная деталь — свидетельство мастерства автора.

Особо хочется отметить такой момент, как ВЫБОР ИМЕНИ персонажа.

Согласно Павлу Флоренскому, «имена – суть категории познания личности». Имена не просто называют, но реально объявляют духовную и физическую сущность человека. Они образуют особые модели личностного бытия, которые становятся общими для каждого носителя определенного имени. Имена предопределяют душевные качества, поступки и даже судьбу человека.

Бытие персонажа в художественном произведении начинается с выбора его имени. Очень важно, как вы назовете своего героя.
Сравните варианты имени Анна – Анна, Анка, Анька, Нюра, Нюрка, Нюша, Нюшка, Нюся, Нюська.
Каждый из вариантов кристаллизует определенные качества личности, дает ключ к характеру.
Определившись с вариантом имени персонажа, не меняйте (без нужды) его по ходу вашей вещи, ибо этим вы можете сбить восприятие читателя.
Если по жизни вы склонны называть друзей и знакомых уменьшительно-ласкательно-пренебрежительно (Светка, Машуля, Ленусик, Димон), в писательской работе контролируйте свою страсть. В художественном произведении употребление таких имен должно быть оправдано. Многочисленные Вовки и Таньки выглядят ужасно.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Литературный герой – лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то есть он порожден общественной средой и межличностными отношениями.

Вряд ли в вашем произведении будет действовать всего один герой (хотя и такое случалось). В большинстве случаев персонаж находится в точке пересечения трех лучей.
Первый – это друзья, соратники (доброжелательные отношения).
Второй – враги, недоброжелатели (враждебные отношения).
Третий – прочие посторонние люди (нейтральные отношения)
Эти три луча (и люди, в них находящиеся) создают строгую иерархическую структуру или СИСТЕМУ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Персонажей разделяет степень авторского внимания (или частота изображения в произведении), предназначения и функции, которые они исполняют.

Традиционно выделяют главных, второстепенных и эпизодических героев.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (герои) всегда в центре произведения.
Главный герой активно осваивает и преображает художественную реальность. Его характер (см. выше) предопределяет события.

Аксиома – главный герой должен быть ярким, то есть его структура должна быть прописана досконально, никакие пробелы не допустимы.

ВТOРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ находятся хоть и рядом с главным героем, но несколько позади, на заднем, так сказать, плане художественного изображения.
Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются, чаще проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным раскрыться и обеспечивают развитие действия.

Аксиома – второстепенный персонаж не может быть ярче главного.
В противном случае он перетянет одеяло на себя. Пример из смежной области. Фильм «Семнадцать мгновений весны». Помните девицу, которая приставала к Штирлицу в одной из последних серий? («Про нас математиков говорят, что мы ужасные сухари…. А в любви я Эйнштейн…»).
В первой редакции фильма эпизод с ней был гораздо более длинным. Актриса Инна Ульянова была так хороша, что перетянула на себя все внимание и исказила сцену. Напомню, там Штирлиц должен был получить важную шифровку из центра. Однако уже никто не помнил про шифровку, все упивались яркой клоунадой ЭПИЗОДИЧЕСКОГО (совершенно проходного) персонажа. Ульянову, конечно, жаль, но режиссер Лиознова приняла совершенно верное решение и вырезала эту сцену. Пример для обдумывания, однако!

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ ГЕРОИ находятся на периферии мира произведения. Они могут вообще не иметь характера, выступать в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ обычно разделяют систему персонажей произведения на две враждующих группировки («красные»- «белые», «наши» - «фашисты»).

Интересна теория деления персонажей ПО АРХЕТИПАМ.

Архетип – это первичная идея, выраженная в символах и образах и лежащая в основе всего.
То есть каждый персонаж в произведении должен служить символом чего-либо.

По классике, архетипов в литературе семь.
Так, главный герой может быть:
- Протагонистом – тем, кто «ускоряет действие», настоящим Героем.
- Антагонистом – полностью противоположным Герою. То бишь, Злодеем.
- Стражем, Мудрецом, Наставником и Помощником – тем, кто содействует Протагонисту

Второстепенные персонажи бывают:
- Закадычным другом – символизирует поддержку и веру в Главного героя.
- Скептиком – подвергает сомнению все происходящее
- Разумным – принимает решения, основываясь исключительно на логике.
- Эмоциональным – реагирует только эмоциями.

Для примера – романы Роулинг про Гарри Поттера.
Главный герой – несомненно сам Гарри Поттер. Ему противостоит Злодей – Волан-де-Морт. Периодически появляется профессор Дамблдор=Мудрец.
А друзья Гарри – разумная Гермиона и эмоциональный Рон.

В заключении хочется поговорить о количестве персонажей.
Когда их много – это плохо, так как они начнут дублировать друг друга (архетипов-то всего семь!). Конкуренция среди персонажей вызовет раскоординацию в сознании читателей.
Самое разумное – тупо проверить своих героев по архетипам.
Например, у вас в романе три старушки. Первая веселая, вторая умная, а третья – просто одинокая бабка с первого этажа. Задайте себе вопрос – что они воплощают? И поймете, что одинокая старушка – лишняя. Ее фразы (если таковые вообще есть) вполне можно передать второй или первой (старушкам). Этим вы избавитесь от лишнего словесного шума, сконцентрируетесь на идее.

Ведь «Идея – тиран произведения» (с) Эгри.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213010300586
рецензии
http://www.proza.ru/comments.html?2013/01/03/586

© Copyright: Энциклопедия К2, 2013
Свидетельство о публикации №213121701652
RoStar Дата: Четверг, 07.07.2016, 11:07 | Сообщение # 5

Друг Страны Озарение

RoStar

Посетитель Страны Озарение

  • Сообщений: 33
  • Награды: 0
  • Репутация: 0
RoStar

Очень пользительная и интересная теория!
Только раньше я не задумывалась о таких тонкостях, а теперь, как сороконожка — не знаю какой ногой ходить первой...
Всё-таки, мне нужно написать рассказ, а потом подводить теоретическую базу. smile


M. S.
МарЗ Дата: Четверг, 07.07.2016, 12:06 | Сообщение # 6

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

Цитата RoStar ()
Всё-таки, мне нужно написать рассказ, а потом подводить теоретическую базу.
Уважаемая Марина! Ничего "страшного" в базе нет)) Цель всех этих "ужасов" - побудить наших писателей изображать личность героев так, чтобы они не походили на плоских картонных человечков. "Невысокая худая женщина вела за руку трехлетнего мальчика"))) Это вообще ни о чем) А если придумать, КТО она? "маленькая брюнетка с птичьим личиком"... Ей уже и архетип подобрать не сложно, а из него - поступки... вот и сюжет.
А Мальчик? "изо всех сил упирающегося вихрастого озорника" - уже конфликт... Может, она его украла???
Скорее всего, нет - это новая няня) Мама в роддоме, а папа.... Это будет третий архетип! Придумать - кто и конфликты вкупе с диалогами польются рекой.
Сюжетов тут можно много вообразить, рассказ практически готов) Попробуйте по такой схеме - и Вы-то точно напишете целую книжку)
RoStar Дата: Четверг, 07.07.2016, 12:24 | Сообщение # 7

Друг Страны Озарение

RoStar

Посетитель Страны Озарение

  • Сообщений: 33
  • Награды: 0
  • Репутация: 0
RoStar

Такую систему описывал ещё Джанни Родари в "Грамматике фантазии". У него вообще, огромное количество советов по написанию сказок и рассказов для детей.
Но этим нужно "гореть" или, хотя-бы, очень хотеть попробовать написать. smile


M. S.
ninagavrikova65 Дата: Четверг, 07.07.2016, 15:04 | Сообщение # 8

Координаторы

ninagavrikova65

Любимый гость Страны Озарение

  • Сообщений: 65
  • Награды: 1
  • Репутация: 0
ninagavrikova65

"Коней на переправе не меняют", а у нас получается так, что сначала даем задание, а потом меняем...
Цитата МарЗ ()
Итак, вот и первое задание конкурса: В рассказе должны быть четко прописаны 3 архетипа. Меняю условие - хотя бы ДВА... И помните - шаблонный персонаж нам не подходит, это должен быть живые, реальные люди! Это основное условие, а вот и дополнительные: будет оцениваться построение сюжета и качество диалогов...

Разбираю свой рассказ, так как мне написали, что он не подходит по условиям конкурса
Цитата МарЗ ()
Он должен быть абсолютно необходим, т.е. без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя.

Во время дороги диалог необходим между свекровью и невесткой, сын знает куда едет, а невестка на родину свекрови едет впервые - ей все интересно.
Цитата МарЗ ()
2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке.

Главная героиня - Нелли Максимовна, часто применяет поговорки - "Если молча шагать, дорога длинней на семь верст покажется...", "родная земля силу придает, чужая отбирает"
Цитата МарЗ ()
Читатель должен ясно представлять себе, где и в какое время суток находятся герои. Вокруг них надо создать живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п.

Цитата МарЗ ()
Читатель должен ясно представлять себе, где и в какое время суток находятся герои. Вокруг них надо создать живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п.

Автобус из города пришел по расписанию.
Солнышко, отодвинув лучами белесый полог, медленно поползло вверх. По обе стороны дороги простирались поля, слева - извилистое русло реки с невысокими кустами по берегам. Дальше - плотная стена леса, подпирающего край неба.
МарЗ Дата: Четверг, 07.07.2016, 15:05 | Сообщение # 9

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

Я знаю, что у Д. Родари есть такая "Грамматика", но не читала. Вообще хорошо, что Вы мне о ней напомнили, с его работами имеет смысл ознакомиться, я помню, что там много чего интересного можно найти))
Зачем же "гореть"?? можно просто работать... Это кому хочется, конечно. Всякие такие "фишки", по моему мнению, полезны для творчества. Их и у художников много, и у музыкантов, думаю, найдется. Опять же, для того, кто что-то ищет, хочет тренироваться и учиться))
Для того, кто сидит и ждет некого "вдохновения" все эти экзерсисы даже возмутительны)) Покушаются на святое. А для незатейливых тружеников пера - в самый раз)))
МарЗ Дата: Четверг, 07.07.2016, 15:10 | Сообщение # 10

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

Цитата ninagavrikova65 ()
Коней на переправе не меняют", а у нас получается так, что сначала даем задание, а потом меняем...

Почему, Нина? Все остается в силе! Три архетипа, я добавила - хотя бы два)ХОТЯ БЫ... А то вообще с одним выкладывали.
Так что три - это уже хорошо. Диалоги, речь героев, место и все остальное - все требования у вас выполняются. Дополнить что-то по характерам - даем советы. В целом все по требованиям.
ninagavrikova65 Дата: Четверг, 07.07.2016, 15:47 | Сообщение # 11

Координаторы

ninagavrikova65

Любимый гость Страны Озарение

  • Сообщений: 65
  • Награды: 1
  • Репутация: 0
ninagavrikova65

Цитата МарЗ ()
Дополнить что-то по характерам - даем советы. В целом все по требованиям.
 

Спасибо, я еще раз подумаю и доработаю!
МарЗ Дата: Четверг, 07.07.2016, 16:24 | Сообщение # 12

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

Я продлила до 20-го июля. Доработать, конечно, можно. Кроме того, я считаю, что советы, которые дают уважаемая Ольга и Александр, пригодятся всем и на будущее. Дело в том, что конкурс, все же, пошел не совсем так, как я планировала - не вполне понимаю, почему. Я предполагала, что авторы напишут новые рассказы, с учетом требований. Целью конкурса было - обучить грамотно показывать героев повествования, так, чтобы они запоминались читателю. Для этого еще на СП я подняла этот вопрос, посоветовала почитать Марк и Пирсон "Герой и бунтарь", или просто воспользоваться заметками "архетипы литературных героев", какие они и как их изображать.
Нина меня тогда первая спросила - можно ли выложить уже готовый рассказ? Я посоветовалась и решила - пусть, а если герои не совсем четко показаны, это можно доработать.
Рассказ у Нины в целом, как я и писала, по теме. В принципе, у всех конкурсантов есть и три героя и диалоги. Не у всех прописан сюжет. Не у всех показаны герои так, чтобы читатель их четко "увидел". Есть рассказы, превышающие количество знаков почти в 2 раза.
Для конкурса - это не катастрофа - такое бывает почти всегда. Цель - сделать запоминающиеся, яркие персонажи путем их описания - внешность, речь, поступки - кем-то достигнута, кем-то не совсем...
Беда, как я думаю, в том, что перекраивать старое - гораздо труднее, чем сшить новое))
Новое шить не захотели, потому ко всем практически одни и те же замечания)) "Вот я сначала напишу, а потом буду подгонять". Ну, может, для кого-то это и проще - не знаю! Техника у всех разная, главное - результат...
У нас еще много времени до 20 июля, будем ждать еще авторов, я знаю, люди еще пишут вроде.
RoStar Дата: Четверг, 07.07.2016, 17:12 | Сообщение # 13

Друг Страны Озарение

RoStar

Посетитель Страны Озарение

  • Сообщений: 33
  • Награды: 0
  • Репутация: 0
RoStar

Я только сегодня этот конкурс увидела — болталась в отпуске. Честное слово, попробую, но что выйдет — не знаю. Я ведь, даже не начинающий прозаик, а просто "совсем не прозаик". smile

M. S.
МарЗ Дата: Четверг, 07.07.2016, 17:48 | Сообщение # 14

Администраторы

МарЗ

Почетный жител Страны Озарение

  • Сообщений: 349
  • Награды: 1
  • Репутация: 1
МарЗ

А чего бояться-то? Мы все тут "не того", учимся... Стихи и проза - разные полушария, как пишут... Вот и попробуем их развивать - вроде как полезно.
А за Родари спасибо, появилась идея - на этот раз для детей. Я просмотрела, почитаю потом повнимательнее!
RoStar Дата: Суббота, 16.07.2016, 10:51 | Сообщение # 15

Друг Страны Озарение

RoStar

Посетитель Страны Озарение

  • Сообщений: 33
  • Награды: 0
  • Репутация: 0
RoStar

Выставила рассказик, но по-моему, архетип - Безбашенный-Очаровашка Искатель Приключений, подходит моему главному герою Петюле. Хотя, уже говорила здесь, что я «совсем не прозаик», а просто попробовала. smile

M. S.
Форум "Страны "Озарение" » Обучающие конкурсы » Конкурс короткого рассказа-1 » Герой рассказа - главный герой! (информация к размышлению))
Страница 1 из 212»
Поиск: